16+
Пятница, 29 ноября 2024
  • BRENT $ 73.17 / ₽ 7903
  • RTS732.48
9 декабря 2019, 05:23 Политика

Какие настроения царят на Украине и в Европе накануне встречи в «нормандском формате»?

Лента новостей

Первая личная встреча Путина и Зеленского пройдет 9 декабря уже после саммита «нормандской четверки», ближе к ночи, и не будет ограничена по времени

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 13:40

В Париже 9 декабря пройдут первые за три года переговоры в «нормандском формате» — встретятся лидеры России, Украины, Германии и Франции. Это будет первая личная встреча Путина и Зеленского.

Переговоры двух президентов пройдут ближе к ночи, уже после саммита «нормандской четверки». Она не будет ограничена по времени, ее продолжительность будет зависеть только от Путина и Зеленского, сообщил помощник российского президента Юрий Ушаков. На встрече будут глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом подготовки к переговорам.

Но самое интересное, будут ли принимать участие в переговорах представители «Нафтогаза» Юрий Витренко и Андрей Коболев, отмечает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

— Если будут принимать участие Новак и Миллер в отсутствие Витренко и Коболева, это будет говорить о том, что Россия пытается договориться конкретно с Зеленским как бы в обход руководства «Нафтогаза».

— Как можно трактовать, на ваш взгляд, что встреча Путина и Зеленского состоится уже после совместной пресс-конференции всех участников?

— Во-первых, они, как сказал Ушаков, не ставят никаких временных рамок, во-вторых, там будет обсуждаться газовый вопрос, который к встрече «нормандского формата» никакого отношения не имеет. Они могут общаться между собой ровно столько, сколько захотят, и они могут затрагивать любые темы и находить любые ответы или не находить.

— Каковы перспективы встречи для Зеленского?

— Для Зеленского очень жестко ограничен коридор возможностей. Он не может действовать вопреки позиции Вашингтона. На сегодняшний день Вашингтон не имеет какой-то четкой стратегии относительно Украины, в ближайшие полтора года до президентских выборов ее не будет. Скорее они будут пользоваться консервативными вариантами, которые предполагают в той или иной степени либо сохранение статус-кво, либо очень медленное продвижение вперед.

Владимир Путин, как ожидается, прибудет в Елисейский дворец около 17:00 по Москве. Там у него состоится получасовая встреча с Ангелой Меркель. Предположительно, обсудят ситуацию вокруг высылки дипломатов и перспективы сохранения транзита газа через Украину в следующем году.

Затем Владимир Путин поговорит с Эммануэлем Макроном. Владимир Зеленский будет встречаться с лидерами Франции и Германии в обратной последовательности. Потом четверка соберется на саммит в «нормандском формате».

На встрече Путина и Зеленского неизбежно будет обсуждаться газовый вопрос, уверен директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

— Я думаю, что эта персональная встреча с учетом тех сложностей, которые есть в политическом диалоге, будет прежде всего нацелена на урегулирование экономических вопросов и в большей мере вопроса транзита газа. Не исключаю, что именно сегодня лидеры как раз заявят о достижениях договоренностей по новому контракту в отношении газового транзита, и этот вопрос может быть очень серьезным амортизатором в случае отсутствия серьезного прогресса в политических договоренностях. Именно газовые вопросы, вопросы демилитаризации конфликта и восстановления экономических отношений, мне кажется, наиболее перспективные с точки зрения развития событий к сегодняшнему дню.

— Как можно трактовать, что встреча двух лидеров состоится уже после совместной пресс-конференции всех участников переговоров?

— Это будет означать, что Украина и Россия считают, что часть вопросов, которые лежат в плоскости договоренностей между нашими странами, не касаются Германии и Франции. Это действительно другой, прямой межпрезидентский украино-российский формат.

Администрация украинского президента ранее заявила, что саммит может прекратить боевые действия в Донбассе и что Зеленский летит в Париж с невероятно сильной позицией. При этом он ожидает конкретных результатов и очень хочет лично увидеться с Путиным. Ранее министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко назвал главной «красной линией» для украинского президента сохранение международно признанной границы Украины.

Ничего грандиозного от саммита ждать не приходится. Но польза от него все же будет, уверен директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Вадим КарасевВадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий«Понятно, что здесь попытка, возможно, ловкого ухода от того, чего всегда добивалась от украинского руководства Россия. Чтобы Киев и, как говорят в Москве, Луганск и Донецк сели напрямую и договорились о выборах, об особом статусе. Поэтому, возможно, это попытка, такой сигнал, что все-таки по Донбассу давайте договариваться вдвоем, без всяких ДНР и ЛНР, что, в общем-то, в Украине может быть воспринято положительно. И последнее: главная все-таки фишка этой встречи в «нормандском формате» — двусторонняя встреча Путина и Зеленского. Поэтому, возможно, он готовит общественное мнение к тому, что главным событием все-таки будет встреча Путина и Зеленского. Она, во-первых, первая, во-вторых, там же не только будут затрагиваться проблемы Донбасса — и газовый транзит, и газовый контракт. Поэтому уже готовится, думаю, почва к тому, чтобы затем по приезде из Парижа милитаристская или парамилитарная общественность не обвиняла его в том, что фактически это свелось к встрече, не к «нормандскому формату», встрече «четверки», а к встрече Зеленского с Путиным. Понятно, надо же как-то, особенно в Украине, по приезде продать любое решение».

Общественное мнение Франции и Германии сейчас мало интересуется украинской темой. А то, что Берлин незадолго до саммита на фоне скандала с убийством Зелимхана Хангошвили выслал двух российских дипломатов, вряд ли повлияет на ход переговоров, считает ведущий программы «По-русски с немецким акцентом» на телеканале OstWest Борис Райтшустер.

Борис Райтшустер ведущий программы «По-русски с немецким акцентом» на телеканале OstWest «Для внутренней политики Германии, для Франции я затрудняюсь говорить, но, думаю, что там похоже, результаты «нормандской четверки» имеют очень маленькое значение. Эта тема сейчас вообще не волнует людей, это где-то на 25-й странице в газете. Для внутренней политической борьбы особой роли не играет, но, с другой стороны, Ангела Меркель сейчас вообще ушла из внутренней политической борьбы. Такое ощущение, что она живет только внешней политикой. Может, для нее лично это в какой-то мере важно, но немцами это не будет воспринято как очень важный вопрос. Я об этом жалею, я это считаю неправильным. «Минск-1» и «Минск-2» очень выгодные для Кремля. И поэтому понятно, что сейчас эти разговоры о том, что хотят там какой-то «Минск-3», что в Москве нет особой заинтересованности, чтобы это сделать. Сейчас козыри в руках России, а Меркель и Макрон достаточно слабые, и поэтому я не вижу у них ни воли, ни рычагов, чтобы действительно повлиять на Кремль. Высылка двух дипломатов — это надо было для общественного мнения сделать вид, что хоть что-то делается. Я думаю, в Кремле это прекрасно понимают. Они тоже публично говорят «ай-ай-ай, как нас обидели», но они тоже понимают, что со стороны Меркель не было желания больно укусить, поэтому я не думаю, что это будет иметь какие-то серьезные последствия на ход переговоров».

Накануне на майдане Незалежности в Киеве прошла акция оппозиции, собравшая несколько тысяч человек. Они держали, в частности, черно-красные флаги Украинской повстанческой армии (запрещена в России) и скандировали: «Нет капитуляции!»

Перед протестующими выступили бывший спикер Рады Андрей Парубий и экс-президент Петр Порошенко, заявивший, что акция «Красные линии» — это не протест против действующей власти, а «вече поддержки Украины».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию