Банан, приклеенный скотчем к стене, продали за $120 тысяч
Лента новостей
Вслед за первым лотом за ту же внушительную сумму ушел второй «банановый» арт-объект от Маурицио Каттелана
Белая стена, плюс 20 сантиметров серебристого скотча, плюс слегка уже почерневший банан — все это равно 120 тысячам долларов от неназванного покупателя. Вслед за этим лотом ушел точно такой же за ту же сумму. Последний банан, который сейчас выставлен в галерее Art Basel Miami Beach, планируют продать какому-нибудь музею, но уже за 150 тысяч долларов.
Причина ажиотажа — в имени автора смехотворного арт-объекта под соответствующим названием Comedian. Это работа самого Маурицио Каттелана. Для тех, кто не следит за арт-провокаторами современности: слава пришла к Каттелану в 1999 году, когда он выставил в Королевской академии искусств в Лондоне скульптуру Папы Римского, придавленного метеоритом. О новом слове в современном искусстве рассказывает руководитель факультета арт-менеджмента галерейного бизнеса бизнес-школы RMA Николай Палажченко.
Николай Палажченко руководитель факультета арт-менеджмента галерейного бизнеса бизнес-школы RMA «Я сейчас как раз нахожусь в Майами, я увидел эту работу позавчера. Работа мне очень понравилась, как раз на стенде Перротана она очень удачно висит, на первой самой стене. Действительно, я считаю, что это такое очередное триумфальное возвращение Маурицио Каттелана, который является одним из важнейших современных художников, с этой работой, потому что она очень простая, при этом о ней все говорят. То есть она вызвала гигантский резонанс, и действительно, она, во-первых, достаточно неплохо выглядит, то есть какой-то сильный визуальный образ. Это такой крест, одна часть которого прямая, а другая — загнутая. И в ней есть эта история про мимолетность, временность, про вдохновение. Очень хорошая, яркая, вдохновляющая работа».
На логичный вопрос о том, что будет с бананом по истечении срока годности, искусствоведы отвечают хором: его заменят на другой аналогичный, ведь люди платили не за объект, а за концепцию.
Правда, в наличии покупателей у новой работы Каттелана можно посомневаться. О продаже банана известно исключительно со слов основателя галереи Эммануэля Перротана, а он во всемирной огласке более чем заинтересован, и интерес это финансовый.
Однако даже если эта история окажется розыгрышем, теперь о банановом искусстве написали едва ли не все крупнейшие СМИ мира, а значит, и покупатели найдутся. Продолжает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Все будут заходить и спрашивать, что это такое. Ты будешь говорить, что это произведение искусства, и все будут хохотать, потому что будут понимать, что их обманули. Когда еще хозяин этого объекта заявит, сколько он заплатил, над ним еще будут больше хохотать. И в это время, кажется, будет хохотать Маурицио Каттелан, потому что над его работой «Банан, приклеенный скотчем» хохочут все видевшие эту работу».
Предыдущая громкая работа итальянца Каттелана — объект под названием «Америка». Произведение искусства представляет собой полноразмерный и функциональный золотой унитаз. В 2016 году «Америку» установили в уборной музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. По оценкам руководства музея, объектом воспользовались более 100 тысяч человек.
В сентябре этого года произведение искусства было похищено неизвестными из Бленхеймского дворца в Великобритании. Стоимость работы оценивалась в 6 млн долларов. Злоумышленники до сих пор не найдены, сам Каттелан причастность к афере отрицает.