Сделка века: Saudi Aramco определила цену своих акций в рамках IPO
Лента новостей
Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии провела размещение акций по верхней границе заявленного диапазона цен. Это 3 млрд акций по 8,53 доллара за штуку
Национальная нефтяная корпорация Саудовской Аравии Saudi Aramco озвучила условия своего первичного публичного размещения на бирже (IPO). Размещение акций прошло по верхней границе диапазона — по цене 32 саудовских риала (8,53 доллара) за штуку. Об этом говорится в сообщении компании. Акции Saudi Aramco в рамках IPO оценены в 25,6 млрд долларов, тогда как капитализация компании оценивается в 1,7 трлн долларов.
Спрос на бумаги в пять раз превысил предложение и составил 119 млрд долларов. Розничные инвесторы купили около трети размещаемых акций, институциональные — оставшиеся две трети. Таким образом, Saudi Aramco побила рекорд китайской компании Alibaba, которая пять лет назад получила от инвесторов 25 млрд долларов.
О сделке века, как назвало IPO агенство Bloomberg, ведущий Business FM Игорь Ломакин побеседовал с управляющим партнером инвестбанка Advance Capital Кареном Дашьяном.
— Вы ожидали, что именно столько денег будет привлечено и Saudi Aramco станет сразу крупнейшей компанией планеты?
— Для этого есть и фундаментальные причины, и политические: все-таки это основная компания страны. Как показывают все народные IPO, в частности в Катаре и даже в России, доверие к таким IPO очень высокое, все население хочет поучаствовать, и всегда, как правило, происходит переподписка. В случае с Saudi Aramco надо понимать, что это самая высокая EBITDA среди всех мировых компаний, это 35% добычи в ОПЕК, это объявленные дивиденды в 2020 году в размере 75 млрд, то есть все причины для того, чтобы в эту компанию верить, вкладывать. Для населения это еще и такой момент гордости, национального достояния — больше, чем деньги, я бы сказал.
— Западные инвесторы, насколько мы понимаем, не очень-то этим размещением заинтересовались. Почему?
— Это народное IPO, задача привлечь западных инвесторов не стояла. Речь идет о том, что нужно всего лишь 25 млрд, чтобы диверсифицировать экономику, поэтому оценка IPO — это одно, другое дело — куда пойдут деньги. А население считает, что надо помочь стране с диверсификацией.
— Почему наши нефтяные компании столько не стоят?
— У нас очень высокое налогообложение для нефтяных компаний, поэтому у них меньше EBITDA, они меньше и стоят. Там немного другая ситуация, они по-другому получают деньги — в виде дивидендов, там намного ниже стоимость добычи. Поэтому выше EBITDA — выше оценка, это все очень закономерно.
— Saudi Aramco не грохнется в результате? Злые языки уже вспоминают IPO PetroChina 2007 года, когда компания первая в истории улетела выше триллиона долларов в капитализации, а потом все сдулось.
— Слово «грохнется» тут неприменимо, потому что очень высокий уровень запасов, более трети добычи ОПЕК. У PetroChina все-таки другая структура бизнеса была, это больше и трейдинг, и НПЗ, даунстрим. А здесь крупнейшая в мире компания с очень сильными финансовыми показателями. Конечно, после первичного размещения акции себя могут повести непредсказуемо, но в случае с компаниями, аналогичным Saudi Aramco, которые на Ближнем Востоке, там все больше, чем финансы. Все равно вера населения в эту компанию может помочь поддержанию высокого уровня цены акций и ликвидности, потому что люди даже продают свои дома, чтобы купить — помочь стране, по сути. Для них это как инвестиции в будущее.
Торги начнутся на саудовской бирже Tadawul 11 декабря.