Внутренний сервис МТС: оптимизация компании или тотальный цифровой контроль?
Лента новостей
Сервис «Снежинка» — это цифровой профиль, который собирает данные о контактах, загруженности и даже хобби сотрудника. Где начинается грань между личной жизнью и корпоративными целями?
Сервис от МТС с милым названием «Снежинка», на первый взгляд, делает совсем не милые вещи. Это цифровой профиль, который аккумулирует максимум доступной информации о сотруднике. Например, анализирует рабочий календарь, считывает самые посещаемые страницы на корпоративных порталах, определяет «заинтересованность в задачах» и даже хобби с увлечениями. Источниками служат мобильные данные, электронная почта, IP-телефония и скайп.
Правда, пресс-служба оператора уточняет, что речь идет не о содержимом писем и сообщений, а только о количественных данных, пишет портал vc.ru. Все для того, чтобы знать, чем занят сотрудник и что его интересует, управлять, как говорят в компании, его развитием и мотивацией. Однако всего этого можно добиться и без таких сомнительных приемов, считает президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов:
Дмитрий Несветов президент группы компаний «Диана» «Я не являюсь сторонником того, что в основе мотивации, вообще в выстраивании отношений с сотрудниками является тотальное знание о них. Главное, о чем нужно знать, — это основные данные, личные, нужно понимать, с кем ты работаешь, объем компетенций, которыми человек обладает. Наконец, третий блок — это амбиции, цели, планы — личные, служебные, профессиональные. Залезание в совсем уж частные пространства, пусть даже с ограничением контента, я думаю, это способ подготовки основы для манипулирования собственным сотрудником, урезание его самостоятельности».
По словам Дмитрия Несветова, в мире последние концепции в управлении персоналом как раз уходят от сбора информации о сотрудниках. Акцент делается на расширении поля самостоятельности человека, на его самоопределении в отношениях с работодателем. Как показывает практика, такая внутренняя мотивация работает лучше, чем все цифровые накопления объемов данных. А вот сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин ничего страшного в цифровом профиле не видит. Более того, его компания считает нормой мониторить соцсети своих сотрудников:
Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Мы всегда, еще даже на стадии собеседования, спрашиваем обязательно ссылки на социальные сети. Обязательно HR смотрит человека не просто, что он написал про себя в резюме, но и то, что он публикует в социальных сетях, в которых можно сделать некий обзор о том, какой у человека социальный капитал, интересы, увлечения. Всему можно научиться, но научиться соответствовать определенной корпоративной культуре гораздо сложнее, как оказалось. У нас были прецеденты, когда брали сотрудника, и он писал, как нам казалось, в социальных сетях, не самый такой пристойный контент. Поговорив с ним несколько раз, мы поняли, что мы друг друга не слышим, и в итоге он у нас не прошел испытательный срок».
Такие понятия, как «безопасность данных» и «цифровая приватность» в этом году зазвучали по-новому. Массовыми утечками данных отметились несколько банков, платежных систем, страховых компаний и даже РЖД. Параллельно Сбербанк начал сбор биометрии, а правительство поддержало законопроект об уточнении правовых норм для создания «цифрового профиля» россиян. На «цифру» переводят даже трудовые книжки. И в случае сбора личных данных сотрудников, как и везде, есть свои риски, говорит член экспертного совета комитета по труду Госдумы Павел Андреев.
Павел Андреев член экспертного совета комитета по труду Госдумы «С точки зрения законодательства о защите персональных данных и трудового законодательства, сбор такой информации с работника работодателем возможен исключительно только с согласия работника. Что касается дальнейшего использования этих данных — а вы знаете все эти скандалы с Facebook и различными американскими системами, которые анализировали предпочтения людей — совершенно очевидно: зная, какие у человека приоритеты по хобби, эти данные стоят денег. То есть потенциально эти данные можно реализовать в пользу различных сервисов: от такси до заказов еды в ресторанах. Здесь уже это регулируется специальными нормами, и за этим уже будет надзирать Роскомнадзор».
Строго говоря, вводя слежку за деятельностью сотрудников в корпоративных сетях, работодатель ничего не нарушает. Главное — получить их письменное согласие, либо при приеме на работу, либо — уже в процессе. Все это регулируется локальными актами. А сотрудникам следует помнить, что по закону они имеют право свое согласие отозвать — даже если передумали на следующий день.