В Москве премьерой «Иоланты» открывается первый частный оперный театр
Лента новостей
Сколько стоит открыть собственный театр? «Достаточно много. Процесс окупаемости таких затей небыстрый. Это игра вдолгую», — говорит продюсер проекта Алексей Лысов
В столице открывается первый частный оперный театр. Он заработает в усадьбе Гончарова-Филипповых в районе Китай-города. Первая премьера — «Иоланта» Чайковского. Это иммерсивный проект, действие которого развернется сразу в двух залах.
Создателей «Московского оперного дома» вдохновил частный театр Саввы Мамонтова. До революции у него пел Шаляпин и дирижировал Рахманинов. Главная звезда современного проекта — Петр Налич. Он был задействован и в первом спектакле театра, променаде «Пиковая дама». Опера в формате бродилки была своего рода экспериментом, который был признан удачным.
Поход на иммерсивного Чайковского гарантировал платежеспособной аудитории нескучный вечер, и вот через два года после той премьеры продюсеры решились открыть в этом формате площадку. Сколько же денег нужно на собственный театр? На вопрос отвечает продюсер проекта Алексей Лысов.
Алексей Лысов продюсер проекта «Достаточно много, мне кажется. Вопрос не в том, что нужна большая сумма. Нужно некоторое в перспективе финансирование, не единоразовое. Какая-то долгосрочная история. Процесс окупаемости таких затей небыстрый. Это игра вдолгую, четыре-пять лет. Может, даже дольше, это нормально в сегодняшних условиях. Частные театры можно пересчитать по пальцам. Есть и наши собственные инвестиции, и привлеченный инвестор, и мы делаем корпоративные показы, также мы привлекаем спонсоров. Это наша финансовая модель, которая помогает нам существовать».
Помогает существовать и дружеская арендная ставка. Спектакли играют в усадьбе напротив высотки на Котельнической. Когда-то особняк принадлежал деду Натальи Гончаровой, который продал дом, чтобы расплатиться с карточными долгами.
Весь вопрос в том, удастся ли превратить эту затею (а именно этим словом называют свой проект продюсеры) в прибыльный бизнес? Опера — одно из самых затратных искусств. Как частная структура потянет такой проект? Музыкальный критик Мария Бабалова настроена скептически.
Мария Бабалова музыкальный критик «Оперных театров в Москве как минимум пять. Дефицита оперного искусства не наблюдается. Хороших певцов, хороших оркестров всегда меньше, чем залов, представлений и продаваемых билетов. Качество — самый большой вопрос. Еще меня очень удивила, когда я чуть познакомилась с этим проектом, готовность давать не только приватные представления, но и делать это на выезде. Какие-то не очень комплиментарные ассоциации возникают. Все-таки опера — это не караоке и не обслуживание. Это высокое искусство. Эскорт-обслуживание, извините за подобное сравнение, в плане оперы не слишком уместно. Будет ли оно востребовано, может показать только реальность».
Пока в репертуаре театра «Иоланта» и «Пиковая дама», но уже в следующем году в новом театре планируют выпустить еще несколько постановок, в которых будут задействованы и свои, и приглашенные артисты.
В планах — гастроли. Продюсеры считают, что оперы-бродилки будут интересны и в Европе, и в Штатах. Билеты на премьерные показы «Иоланты» стоят 7000 рублей, VIP — 19 000 рублей. За эти деньги гостям доступен бар с напитками, хорошие места и некий незабываемый экспириенс.