Выгорит ли «Дело» у «Росатома»? Госкорпорация планирует развивать контейнерные перевозки по Севморпути
Лента новостей
Есть ли у проекта перспективы? Эксперт Дмитрий Адамидов считает, что Северный морской путь — «это задел на будущее»
«Росатом» покупает неконтрольную долю в компании «Дело» Сергея Шишкарева, сообщает РБК. Госкорпорация планирует совместно с новым партнером создать новое логистическое направление, которое в перспективе будет конкурировать с Суэцким каналом.
«Росатом» — оператор Северного морского пути и владелец атомного ледокольного флота. У компании «Дело» Сергея Шишкарева — восемь морских контейнерных терминалов на Балтике, Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне — есть что объединять.
Другой вопрос, будут ли востребованы морские контейнерные перевозки из Азии в Европу через Арктику. Китай, например, активно продвигает Новый Шелковый путь, который предполагает доставку грузов в Старый Свет по суше. И пока перспективы совместного проекта «Росатома» и Шишкарева выглядят не слишком привлекательно, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Морские контейнерные перевозки, наверное, в теории смысл в этом есть на горизонте 30 лет, и, наверное, большой. Но сейчас пока все это достаточно сомнительно с экономической точки зрения. С другой стороны, транспортную артерию осваивать надо, ее как-то надо позиционировать, застолбить, опробовать, чтобы быть готовым к приему больших грузов. В принципе, это логично. Если там не указаны сроки, я думаю, что это тоже не случайно, потому что СМП — это задел на будущее, который будет актуален во второй половине 20-х годов, не раньше».
По данным РБК, переговоры между «Росатомом» и Шишкаревым начались уже после того, как бизнесмен объявил о своем намерении принять участие в аукционе за «Трансконтейнер». Он в итоге победил, обойдя в том числе Романа Абрамовича, который через «Енисей капитал» уже контролирует почти 25% «Трансконтейнера».
Для Абрамовича в покупке оператора контейнерных перевозок был вполне понятный стимул. Победитель аукциона должен выставить оферту на выкуп акций остальным совладельцам «Трансконтейнера», а структурам Абрамовича пришлось бы выкупать меньше, нежели другим.
Однако Шишкарев предложил 60 млрд рублей за 50% + 2 акции «Трансконтейнера» — вдвое больше от стартовой цены. И еще столько же ему придется направить на выкуп оставшихся акций, если оферта будет исполнена.
Финансировать покупку «Трансконтейнера» госкорпорация не будет. По словам Шишкарева, на это он направит собственные средства и кредиты от Сбербанка. Но не исключено, что Шишкарев подразумевал дальнейшее сотрудничество с «Росатомом». Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Партнерство с «Росатомом» — один из возможных вариантов, кто изначально мог стоять за Шишкаревым. В этом плане здесь логика определенная есть. Шишкарев купил актив и знал уже ту схему, которая будет под этот актив реализована. Как известно, «Росатом» оператор Севморпути. Сейчас у нас с Северным морским путем творится настоящее безумие. Мы все знаем, что есть знаменитый инаугурационный указ Путина, где записано, что надо 80 млн тонн к 2024 году грузопотока по Севморпути обеспечить. Развитие Севморпути идет уже по принципу советской экономики: главное — результат, цены потом на калькуляторе посчитаем».
Если предположения верны, то получается, что «Трансконтейнер», по сути, переходит от РЖД к «Росатому», потому что последнему нужен оператор для развития Севморпути. А Шишкарев помог госкорпорации, наверное, не в ущерб себе.
Формальности тоже соблюдены: аукцион состоялся, есть покупатель, предложивший за «Трансконтейнер» наибольшую сумму. Другое дело, что выглядит это, как перекладывание денег из одного кармана в другой, потому что и РЖД, и «Росатом» контролирует государство.