Siemens хочет вызвать «на дуэль» «Силовые машины». Есть ли за что «стреляться»?
Лента новостей
Речь о корпоративной «дуэли», когда одна сторона предлагает выкупить акции другой стороны по завышенной цене, а другая сторона либо соглашается, либо делает ответное предложение
Компания Siemens готова вызвать «на дуэль» «Силовые машины». Об этом глава Siemens в России Александр Либеров ранее заявил «Коммерсанту». Речь идет о так называемой корпоративной дуэли. О чем спорят партнеры?
Произносить слова «итак, дуэль» пока рано. Она если и произойдет, то, согласно соглашению, в 2021 году. Но в Siemens уже заявили: компания не исключает, что воспользуется этим правом. Оппонент — «Силовые машины» Алексея Мордашова — пока на этот возможный выпад не ответил.
Что такое корпоративная дуэль? Business FM известны случаи таких противостояний, но они не были публичными. Зато общественность узнала правила, когда такая дуэль чуть не состоялась между акционерами «Норникеля» — структурами Олега Дерипаски и Владимира Потанина.
Суть в том, что одна сторона предлагает выкупить акции другой стороны по завышенной цене. Другая сторона либо соглашается, либо делает ответное предложение. Напоминает покер, где постоянно повышаются ставки. Ситуацию комментирует директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов АКРА «Условно говоря, первая сторона предлагает второй выкупить свои акции с премией к рынку. Причем эта премия бывает значительной. А вторая сторона обязана выставлять свои акции по более высокой цене либо принимать это предложение. Таким образом, ставки постоянно растут, если стороны не хотят договариваться. Отказ от дуэли карается штрафными санкциями».
Все началось с американских санкций против «Силовых машин». Хотя, возможно, это был только повод. Но компания Мордашова, как писал «Коммерсантъ», после этого последовательно стремилась закрыть доступ на российский рынок иностранным конкурентам. Причем со своим партнером, а у «Силовых машин» СП с Siemens, вроде бы ссор не было. Компании совместно разрабатывают турбины большой мощности, которые в России, в отличие от Германии, делать не умеют.
У Siemens в совместном предприятии 65%, у «Силовых машин», соответственно, 35%. Обострение случилось в начале ноября. Тогда через СМИ стало известно, что «Силовые машины» попросили государство не заключать специнвестконтракт с Siemens, чтобы не свести к нулю технологические усилия российской промышленности. Это и возмутило немецкую компанию. Неудивительно, речь идет о будущей доле на рынке и о миллиардах рублей госинвестиций, замечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «По большому счету речь идет о доле на рынке или доли компаний делятся. Будущие доходы, скажем так. От того, какую долю получит каждый из инвесторов в этой компании, если, условно говоря, «Силовые машины» пойдут на строительство собственной турбины по ранее использованным наработкам, будут зависеть будущие доходы. Поэтому все вокруг этого и строится. Изначально, когда программа объявлялась, говорили про одно, потом дальше накал (дискуссия по локализации оборудования) только нарастал».
У «Силовых машин» довольно веский довод. Дело в том, что специальный инвестконтракт предполагает трехлетнюю отсрочку по локализации. И российская компания опасается, что эти три года партнеры будут поставлять на наш рынок свою, немецкую продукцию с немецких складов. То есть вместо локализации — обычный импорт, от которого Россия хочет уйти.
А в Siemens предполагают, что российская компания хочет создать турбину на основе немецкой же лицензии, которую «Силовые машины» использовали еще в начале нулевых. И за этими словами явно читается упрек в использовании чужого. И Siemens, возможно, найдет защитника в виде «Газпром энергохолдинга», который заодно обеспечит германцев заказами.
В общем, страсти разгорелись нешуточные. Но, видимо, и дело того стоит. В России рынок газовых турбин большой мощности только создается. Но то, что он будет востребованным для современных электростанций, сомнений нет. В общем, есть за что «стреляться».