Siemens может расстаться с «Силовыми машинами» Мордашова?
Лента новостей
Немецкий концерн может выкупить долю в совместном предприятии, воспользовавшись правом «дуэли». Причиной такого шага стала позиция «Силовых машин» по специнвестконтракту по локализации газотурбинного оборудования
Немецкая компания Siemens может выкупить долю «Силовых машин» Алексея Мордашова в совместном предприятии «Сименс технологии газовых турбин». В СП немецкому концерну принадлежат 65%, а компании Мордашова — 35%.
Причиной такого шага стала позиция «Силовых машин» по специнвестконтракту по локализации газотурбинного оборудования, сообщил глава Siemens в России Александр Либеров в интервью газете «Коммерсантъ». По словам Либерова, негативным фактором стало деловое поведение «Силовых машин» в совместном предприятии.
Выкупить долю можно в 2021 году по праву «дуэли»: это многоходовая процедура с повышением ставок и серьезными штрафными санкциями в случае неисполнения условий. Спор между «Силовыми машинами» и Siemens комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Вопрос заключается в том, какую модель выбрать для дальнейшего развития турбостроения в России: либо все-таки больше с опорой на собственные силы, либо с опорой на проверенных партнеров, таких как Siemens, но с дополнительной локализацией производства в России. Ответ, на самом деле, неоднозначен, потому что это вопрос и денег, и технологий, и времени, которое потребуется для полного освоения. С учетом того, что, например, российские компании продолжают закупать иностранные турбины, скажем, для проектов вроде «Арктик СПГ — 2» у «дочки» General Electric, ответ до сих пор не найден. Если мы сделаем ставку только на развитие собственного производства, можно слишком долго этим заниматься, упустив время, которое необходимо для крупных индустриальных проектов, где нужны турбины. Российские власти пытаются, с одной стороны, договориться с Siemens, и, с другой стороны, помогать «Силовым машинам». Поскольку речь идет о борьбе за правительственные деньги, за заказы на перспективу, мы наблюдаем эту самую конфронтацию. Я думаю, что конечного решения все еще нет, каждая из сторон будет предлагать свои преимущества для того, чтобы власти в итоге поддержали именно их.
— «Силовые машины» могут долю Siemens выкупить?
— Теоретически это возможно при поддержке со стороны государства, особенно если будет сделана ставка на то, чтобы максимально локализовать производство вне зависимости от Siemens. Но я лично вообще не вижу глобального окончательного решения со стороны властей, чтобы сделать ставку только на собственное производство, иначе у нас бы не было и закупок у General Electric для «Арктик СПГ — 2», и многих других вещей. Здесь есть баланс между тем, чтобы реализовать внутреннее производство и быть независимыми от санкций, и тем, чтобы партнерствовать с иностранцами.
— «Силовые машины» говорят, что будут разрабатывать машину ГТЭ-170, но лицензии в Siemens им не давали.
— Таких турбин действительно в России не делается. С учетом наших перспектив крупных индустриальных проектов, где крупные турбины могут быть востребованы, это пока что вопрос на будущее. Но так часто бывает, когда компании между собой ругаются, окончательного решения нет, и ждут, пока власти примут решение. Компании пытаются жаловаться друг на друга в правительство.
— А «Газпром энергохолдинг» может поучаствовать в качестве партнера?
— Да, возможно. Но опять же, скорее всего, не только по своей воле, а в случае, если будет принято политическое решение. В принципе, «Газпром энергохолдинг» здесь готов быть с разными партнерами, может быть, ему прикажут в принудительном порядке.
Месяц назад руководство «Силовых машин» упрекнуло Siemens в том, что немецкий концерн не может локализовать производство газовых турбин в России по политическим причинам. Позже «Силовые машины» попросили власти не заключать спецконтракт с Siemens. Владелец компании Алексей Мордашов также попросил не заключать специальные инвестиционные контракты с компаниями, долей которых владеют нерезиденты России.
Теперь глава немецкого концерна в России Александр Либеров, по сути, ответил на претензии «Силовых машин». «Мы слышим заявления, что Siemens хочет всех обмануть: подписать СПИК, ничего не локализовать, выиграть время, продать турбины немецкого производства на рынок, а потом ничего не делать. Это не так», — сказал Либеров.
Катализатором конфликта стала программа модернизации энергетических мощностей, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
— По большому счету, речь идет о доле на рынке или доли компаний. Делятся будущие доходы, скажем так. От того, какую долю получит каждый из инвесторов в этой компании, будут зависеть будущие доходы. Поэтому все вокруг этого и строится. Изначально, когда программа объявлялась, говорили про одно, потом дальше накал (дискуссия по локализации оборудования) только нарастал. Появились еще конкуренты, в том числе российская турбина, которую разрабатывает «Роснано» совместно с другими компаниями. Плюс есть желание у «Интер РАО», General Electric тоже локализовать оборудование в России. Но у нас, на самом деле, нет такого рынка и в будущем не предвидится. Здесь я согласен с тем, чтобы на рынке присутствовало большое количество конкурирующих между собой производителей.
— А Siemens может в итоге воспользоваться правом «дуэли»?
— У нас заявлено в интервью, что они это могут делать. Немцы вообще обычно осторожные с точки зрения высказываний в прессе до того, как решение будет принято. Раз они об этом говорят, значит, переговоры идут в очень активной фазе. Ничто не мешает им получить другого стратегического партнера в виде «Газпром энергохолдинга», который является заказчиком. В отличие от «Силовых машин» он является одним из крупнейших заказчиков в стране.
Ранее в Siemens говорили, что обсуждают с российским правительством, как продолжить работу в стране после ограничения участия иностранных компаний в программе модернизации ТЭС.