Масляева снова пойдет под суд
Лента новостей
Президиум Мосгорсуда отправил на новое рассмотрение в Мещанский суд столицы дело бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии». Ее дело должны слушать в особом порядке, считает защита. В прошлый раз Нина Масляева этому помешала, сделав неосторожные заявления
Мещанский суд Москвы обязали рассмотреть дело бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, заключившей сделку со следствием. Еще весной он вернул дело «досудебщицы» на доследование. Это решение устояло и в апелляции. Но прокуратура добилась отмены судебного акта в порядке надзора.
Слушание в президиуме Мосгорсуда прошло стремительно и заняло считаные минуты. Шестидесятилетняя Нина Масляева присутствовала на нем вместе с адвокатом Юрием Ефименковым. Оба были немногословны и поддержали обращение замгенпрокурора Леонида Коржинька, который просил отменить решение Мещанского суда от 11 апреля.
Неожиданные заявления
Тогда Мещанский суд не стал рассматривать дело Масляевой и вернул его прокурору. Районная инстанция сочла, что при составлении обвинительного заключения были допущены нарушения, в частности, не конкретизирована роль фигурантки.
Сама же Масляева на заседании районного суда неожиданно заявила, что якобы не знала условия хищения денежных средств, выделенных из бюджета на театральный проект «Платформа», автором которого был режиссер Кирилл Серебренников. Также она настаивала: ей неизвестно, кто конкретно и в каком размере похитил деньги.
Решение Мещанского суда 14 мая утвердила апелляционная инстанция Мосгорсуда. Однако замгенпрокурора Леонид Коржинек обратился в Верховный суд России, и тот в октябре обязал президиум Мосгорсуда пересмотреть законность ранее вынесенных решений.
На слушании в президиуме Мосгорсуда интересы Коржинька отстаивал зампрокурора Москвы Владимир Ведерников. Он апеллировал к тому, что в обвинительном заключении указаны не только место и время совершения преступления, но и роль Масляевой, чье дело было выделено в отдельное производство. Ранее она дала показания против других фигурантов, подтвердив их на очных ставках, сказал он.
«Вывод о том, что Масляевой неизвестно количество похищенных средств, кто и в каком объеме их похитил, не соответствуют действительности, — сказал он. — Она оказала активное способствование раскрытию преступления, способствовала изобличению Апфельбаум, Вороновой и Серебренникова».
Так, по словам прокурора, Масляева вместе с бывшими генпродюсерами «Седьмой студии» Алексеем Малобродским и Екатериной Вороновой «по указанию Кирилла Серебренникова и Юрия Итина» организовала обналичивание бюджетных денег.
Что ждет Нину Масляеву?
Ведерников подчеркнул: вернув дело на доследование, районный суд фактически усомнился в том, выполнила ли Масляева условия досудебного соглашения о сотрудничестве. Однако, по его мнению, это не могло стать основанием для того, чтобы не слушать дело. В этом случае следовало назначить его к слушанию в общем порядке — с исследованием всех доказательств.
Стоит отметить, что сама Масляева явно рассчитывала на особый порядок. Он дает определенные преференции. В этом случае подсудимый полностью соглашается с обвинением, а суд не вправе назначить ему более двух третей от максимально возможного срока. За мошенничество же в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) грозит до десяти лет. При особом порядке — меньше, около 6,5 года.
Нина Масляева и ее адвокат единодушно поддержали прокурора. «Мы пытались обжаловать решение и в апелляционном, и в кассационном порядке, но нам отказали. Мне также непонятны основания, на которых дело было возвращено [на доследование]», — посетовал Юрий Ефименков. Масляева сказала лишь, что «полностью поддерживает действия прокурора».
Для того чтобы принять решение, пяти судьям президиума потребовалось несколько минут. Журналистов даже не пригласили на оглашение и позже сообщили: решение Мещанского суда отменено, а дело Масляевой возвращено в районный суд на новое рассмотрение.
Юрий Ефименков выразил удовлетворение исходом дела. Покидая Мосгорсуд, он заявил Business FM, что, на его взгляд, дело его подзащитной следует рассмотреть все же в особом порядке.
Показания против бывших коллег
На прошлой неделе, 13 ноября, Нина Масляева повторно дала свидетельские показания на процессе Кирилла Серебренникова и его предполагаемых соучастников. Она утверждала, что режиссер знал о придуманной схеме обналичивания бюджетных денег (сам он это отрицает). Бухгалтер покаялась, что получала зарплату в 150 тысяч рублей за «незаконные действия». Всего за время «Платформы» она заработала около 5 млн рублей. Также Масляева считает, что виновны и другие подсудимые, поскольку работали с «фирмами-обнальщиками» и к тому же сожгли бухгалтерские документы.
Учредитель АНО «Седьмая студия» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор организации Юрий Итин, бывший генпродюсер Алексей Малобродский и экс-чиновник Минкультуры Софья Апфельбаум вину в хищениях отрицают. Обвинение гласит, что из 216 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах АНО «Седьмая студия» на постановки для фестиваля «Платформа», 133 млн рублей были обналичены и украдены. Фигуранты не отрицают, что обналичивание было. Однако они настаивают, что все деньги пошли на представления. По их словам, наличка была нужна для расчетов с актерами, режиссерами и техническим персоналом.
Основное дело «Седьмой студии» слушалось с октября 2018 года в Мещанском суде. Но в сентябре 2019 года он вернул дело в прокуратуру. Суд пришел к выводу, что при расследовании были допущены существенные нарушения. В октябре прокуратура добилась отмены этого решения в Мосгорсуде. Дело вернули в районный суд на второй круг для рассмотрения иным составом. Его начали слушать заново 1 ноября. Подсудимые вину вновь не признали.