«Яндекс» объявил о новой структуре управления компанией. Акции отреагировали ростом
Лента новостей
Компания создает специальный Фонд общественных интересов, которому передадут принадлежащую Сбербанку «золотую акцию». Между тем Антон Горелкин сообщил, что отзывает законопроект о значимых интернет-ресурсах
Обновлено в 14:45
Сбербанк лишится «золотой акции» «Яндекса». Ее новым владельцем станет специальный некоммерческий Фонд общественных интересов, созданный в Калининградской области. Об этом гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож рассказал в письме сотрудникам. По его словам, изменения в топ-менеджменте уже назвали между собой «золотой акцией 2.0».
«Фонд состоит из представителей российских университетов и негосударственных организаций, а также менеджмента компании. Это вузы, где у нас есть партнерские образовательные и научные проекты: Вышка, Физтех, МГУ, СПбГУ и ИТМО, а также РСПП, членом которого является «Яндекс», Школа управления «Сколково» и Фонд поддержки 57-й школы, нашего давнего партнера по проектам в области школьного образования. Три места в совете фонда закреплено за менеджерами компании.
Фонд будет согласовывать сделки по консолидации более 10% голосующих или экономических акций в одних руках, выдвигать двух членов совета директоров. Фонд получит право вето на решения компании по таким вопросам, как передача персональных данных российских пользователей или значимая интеллектуальная собственность. При этом фонд (как и в предыдущей версии «золотой акции») не сможет влиять на другие вопросы операционной, стратегической и экономической деятельности «Яндекса».
Как мы видим, здесь больше ограничений, чем было десять лет назад с «золотой акцией», но общая логика остается прежней. Компания развивается и ведет свой бизнес самостоятельно, но Фонд общественных интересов имеет право вето по ряду вопросов. Новая структура создается такой, чтобы это строение простояло многие годы и нас не трясло от внешних событий так, как это было в последнее время».
В качестве новых членов совета директоров «Яндекса» от фонда планируется выдвинуть проректора РАНХиГС, директора Высшей школы государственного управления Алексея Комиссарова и гендиректора «ВТБ Капитал» Алексея Яковицкого. Реструктуризацию топ-менеджмент «Яндекса» планирует вынести на голосование акционеров 20 декабря. А Сбербанк уже завтра, 19 ноября, рассмотрит вопрос передачи «золотой акции» «Яндекса» в спецфонд. «В целом мы позитивно и с пониманием относимся к инициативам «Яндекса», — заявили РБК в пресс-службе банка.
Аркадий Волож в рамках реализации планов по изменению акционерной структуры компании заключил соглашение, которое обяжет его не продавать пакет из 95% своих акций класса B в течение двух лет, говорится в сообщении компании.
Реструктуризацию «Яндекса» Business FM прокомментировал вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей по информационным и коммуникационным технологиям Сергей Мытенков.
— Понятно, что «Яндекс» — российская IT-жемчужина. Понятно желание и государства, и руководства компании идти навстречу для того, чтобы сохранить «Яндекс» действительно национальной российской компанией. Пока у меня нет понимания, кто будет входить в этот фонд. Если это будет предложено РСПП, то от РСПП, конечно, войдет Александр Шохин.
— Как «золотую акцию» можно забрать у Сбербанка, на каких основаниях?
— Поскольку Сбербанк — фактически государственная компания, может, рыночные условия, может, директивные условия. Я думаю, суть тут не в передаче акции, а вообще в ведении этой «золотой акции» для блокировки, фактически контроля компании. Понятно, что она должна быть у какой-то государственной структуры. Как говорил Герман Греф, он стремится сделать Сбербанк IT-компанией с банковской лицензией, и тут они с «Яндексом» близки.
— Волож подписал обязательство не продавать 95% своих акций класса B в течение двух лет.
— Это может означать то, что компания будет развиваться в юрисдикции РФ и останется российской компанией. Вопрос конкурентоспособности, как компания будет дальше себя чувствовать не только на российском, но и на мировых рынках. Сейчас никаких проблем компания не испытывает.
Ускориться с принятием решений о реструктуризации пришлось из-за законопроекта депутата Антона Горелкина об ограничении доли иностранцев в значимых IT-компаниях, комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Я думаю, это просто некое компромиссное решение, когда нормальные, здравые люди пытаются как-то отреагировать на те довольно странные предложения наших депутатов и, скажем так, и рыбку съесть, и на трамвае прокатиться. Выбирается наименьшее зло. Выстраивается конструкция, которая, по всей видимости, не будет никого напрягать. Я вижу, что в составе этой организации, которая будет внимательно следить за тем, что будет происходить в «золотой акции», представители еще какой-то школы. Я думаю, что неплохо было бы еще представителей детского сада ввести, тогда будет еще более демократично и симпатично».
Антон Горелкин сообщил ТАСС, что в ближайшее время отзовет внесенный им ранее законопроект об ограничении иностранного владения значимыми информационными ресурсами РФ для доработки. «Я отзову его в ближайшее время, на этой неделе. Буду работать над законопроектом в первую очередь с учетом рекомендаций правительства. Это означает повышение доли возможного иностранного владения IT-гигантами, четкое формулирование критериев отнесения информационных ресурсов к значимым для информационной инфраструктуры РФ. В законопроекте появится еще несколько интересных опций, о которых я не хотел бы пока говорить», — пояснил Горелкин.
Зачем «Яндексу» реструктуризация, ведущий Business FM Игорь Ломакин обсудил с президентом Фонда информационной демократии, бывшим замминистра связи Ильей Массухом.
— Этот пример создания специального фонда говорит о том, что действительно найден консенсус и «Яндекс» спокойно сможет сосредоточиться на том, в чем он является лидером, — создании удобных сервисов. Концепция, скорее всего, согласована с государством, так же как была согласована версия «золотой акции 1.0», тогда государство активно влияло.
— У Сбербанка эту акцию теперь, по сути, просто отбирают.
— Не отбирают, а забирают.
— Насколько это распространенная практика?
— В свое время был выбран Сбербанк как элемент управления со стороны государства, с другой стороны, вроде как бизнес. Насколько я помню, за десять лет не было случаев, чтобы воспользовались правом вето. Сбербанк сам сейчас активно врывается в цифровую повестку, наверное, наличие этой акции у Сбербанка будет интерферировать с точки зрения конфликта интересов, поэтому ее забирают.
— Что можете сказать про состав этого фонда — от вузов до 57-й школы?
— Попробовали, наверное, выбрать независимых директоров. Фонд поддержки 57-й школы, правда, тут выбивается, я не думаю, что он является прям независимым. К остальным у меня нет возражений.
— Я просто очень аккуратно подбираюсь к генеральному директору «ВТБ Капитал» Алексею Яковицкому, которого «Яндекс» предлагает ввести в совет директоров как представителя фонда. Что это может значить? Это представитель другой конкурирующей банковской структуры.
— Надо посмотреть, какие взаимоотношения у «Яндекса» с ВТБ и взаимоотношения с какими-то другими банками. ВТБ объявил, что создает с «Ростелекомом» какое-то совместное предприятие по big data. В этой связи взаимодействие с ВТБ может становиться более актуальным для «Яндекса», чем со Сбербанком.
— Позитивно ли то, что мы сейчас видим?
— Я вижу, что это действительно перестанет будоражить компанию. Воложу, насколько я помню, принадлежит больше половины акций. В данном случае изменение этой доли тоже контролируется этим фондом, понятно, иногда возникает желание продать, что-нибудь купить, и вот более 10% будет контролироваться фондом. Это, на самом деле, дает устойчивость.
— Можно ли теперь говорить, что закон Горелкина, как его уже прозвали, более «Яндексу» не грозит?
— И не сильно, наверное, и грозил. Нет, конечно, «Яндекс» в данном случае является достаточно прозрачной структурой с точки зрения государства.
Запуск фонда позволит соблюсти интересы государства и дает чиновникам инструменты для разрешения экстремальных ситуаций, но никак не повлияет на акционерную структуру «Яндекса»: на распределение капитала или голосов, на присутствие компании на бирже, заявил газете «Ведомости» источник, близкий к акционерам «Яндекса».
Меньше месяца назад Аркадий Волож говорил, что структура компании может измениться только с одобрения совета директоров и акционеров. Как отмечают «Ведомости» со ссылкой на источник, новая конструкция управления в подробностях согласована с администрацией президента и одобрена первыми лицами государства. Комментирует политолог, автор телеграм-канала «Давыдов.Индекс» Леонид Давыдов.
Леонид Давыдов политолог, автор телеграм-канала «Давыдов.Индекс» «Положительно, что появилась какая-то определенность. «Яндекс» разделил ответственность: отдельно технологии, отдельно развитие такси или еды. Развитием «Яндекс»-политики, условно назовем это так, будут заниматься некие другие люди, они будут давать разрешения. На самом деле, это же закрепление уже давно сложившегося. Это же все кокетство, это давно уже так на самом деле. Что тут нового? Тут новое только в том, что неопределенность ушла. Это, конечно, важно для инвесторов, для партнеров, биржа отреагировала хорошо. С точки зрения их как коммерсантов, это логичный способ. Я лишь просто критикую за то, что, условно говоря, компания, как они пишут, мирового уровня, современная, работающая в той сфере, которой 20 лет назад просто не существовало, использует старые штампы и называет государственное общественным. Ну какие общественные комитеты? Конечно, это государственный комитет. И в этом нет ничего плохого, вы просто называйте вещи своими именами».
О причинах такого решения рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Можно сейчас обсуждать форму государственного контроля, что и как, но стратегическое решение принято, государство будет держать, мягко говоря, руку на пульсе. При этом понятно, что администрация не заинтересована в том, чтобы история с «Яндексом» раздувалась и превращалась в очередной кейс на тему, как государство залезает во все сферы экономической жизни, во все сферы контроля над интернетом, как государство опутывает один из незначительных по количеству успешных частных кейсов в сфере высоких технологий и цифровизации. Поэтому, естественно, государство заинтересовано, чтобы «Яндекс» сам говорил о том, что все в порядке, все нормально: видите, общественный совет, там приличные люди из уважаемых структур, они уж точно не дадут государству уничтожить прекрасное начинание. В информационной сфере интересы администрации совпадают, в общем-то, с «Яндексом». Что касается сути процесса, еще раз повторяю, стратегическое решение давно уже принято, государство не собирается стоять в стороне от контроля над интернетом и всем, что с этим связано. Это касается и поисковых систем, и поисковых запросов, и понимания вообще того, что интересно каждому из людей».
Согласована ли с Кремлем реструктуризация «Яндекса», как там ее оценивают и можно ли говорить, что она в принципе отменяет законопроект депутата Горелкина? Эти вопросы Business FM задала пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Первое: естественно, ни о каком согласовании с Кремлем речи идти не может, это корпоративные дела. Второе: мы действительно с большим вниманием наблюдаем за этими решениями, потому что компания системообразующая в своей отрасли и чрезвычайно важна с точки зрения нашего инновационного будущего и всего развития нашей экономики. Третье: я не вижу прямой связи с этим законопроектом. Действительно, это одна субстанция, но в данном случае вызывает удовлетворение признание руководством «Яндекса» того, что компания уже достаточно большая, чтобы нести особую ответственность и понимать, что ее деятельность находится также в поле особого внимания государства. Поэтому мы действительно внимательно наблюдаем за этими процессами, мы не имеем никакого права в них вмешиваться. Что касается законопроекта, вы знаете, что прохождение его комментировал также и президент России, выступая на пресс-конференции в Бразилиа днями раньше. Позиция простая: действительно, здесь должна быть найдена золотая середина между интересами государства в плане обеспечения его интересов и безопасности в разных отраслях экономики, которые все больше и больше врастают в цифровую среду, а также интересами развития этих компаний, которые никоим образом не должны ограничиваться, и, наоборот, для них должны быть созданы условия для конкурентного, нормального развития».
Рост акций «Яндекса» на Мосбирже после выхода новостей о реструктуризации превысил 7%.