Исследование: мигранты хотят более высокую зарплату, чем россияне
Лента новостей
Средняя разница в ожиданиях от заработной платы составила 6%. Эксперты отмечают: думать, что мигранты работают в России за еду и за патент, — это большая ошибка
Трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья стали претендовать на большие зарплаты, чем граждане России, следует из исследования сервиса Worki. Специалисты пришли к такому выводу, проанализировав почти два миллиона откликов на линейные позиции — на вакансии кассиров, водителей, грузчиков.
Самая большая разница в запросах (14%) среди водителей. Россияне хотят зарабатывать 47 тысяч рублей в месяц, а мигранты — 54,5 тысячи рублей. Напротив, самая маленькая разница, но опять же в пользу мигрантов — в профессиях, где предполагается общение с клиентами: например, продавцы и администраторы.
Стереотип о том, что мигранты готовы работать в России за любые деньги, уже давно несостоятелен, говорит профессор Финансового университета Александр Сафонов.
— Конечно, стереотипы поведения мигрантов давно уже изменились, но и эти изменения начались где-то после 2010 года. Во-первых, к этому времени мигранты уже достаточно хорошо освоились на рынке труда и заняли определенные ниши. Первое обстоятельство — это повышение стоимости патентов. Поэтому, условно, человек, который понимает, что ему каждый месяц нужно отдавать 5 тысяч рублей за оплату патента, должен каким-то образом компенсировать ее в рамках заработной платы. Не забываем о том, что все-таки инфляция существует и в России, и в тех странах, откуда приезжают иностранцы. Им нужно оплатить анализы, купить билеты туда и обратно, потому что все-таки они пребывают здесь 11 месяцев и должны периодически выезжать. Поэтому на эту сумму, конечно, у них расходы выше, чем у россиянина.
— Ожидания — это понятно, а на практике получают они то, чего хотят, или нет?
— Ситуация везде разная. Желать и получать — это большая разница. Если мы с вами посмотрим на объявления, связанные с наймом тех же самых водителей в Москве, очень часто предлагается зарплата в районе 70-100 тысяч рублей. Но любой таксист, который работает в этой отрасли, особенно с агрегаторами, вам скажет, что такие суммы в принципе невозможны.
Согласно исследованию, самые небольшие расхождения в ожиданиях зарплат наблюдаются в Москве — не более 1,5%. В Санкт-Петербурге — 3%. В Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске — уже от 4% до 7%.
В реальных зарплатах, а не в ожидаемых, мигранты также оказываются в выигрыше, отмечает президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов.
Вадим Коженов президент Федерации мигрантов России «Большая ошибка — воспринимать, что мигранты здесь работают, условно говоря, за еду и за патент. Надо понимать самое главное отличие. Когда местный житель говорит: «Я хочу работать за 40 тысяч», — то он подразумевает, что он будет работать за 40 тысяч стандартные 167 часов, которые положены по трудовым нормам. У мигранта в голове трудовые нормы совсем другие: мы работаем отсюда и до обеда, потом пообедали и до вечера. Ставку часа все равно, конечно, местные жители хотят больше, а по итогам месяца мигранты хотят больше и зарабатывают больше. То есть фактически доходы мигрантов превышают аналогичные доходы местных жителей. У нас огромная проблема политического характера, что мигрант является такой удобной разменной картой перед всякими выборами, перед какими-то событиями. А теперь есть исследование, которое говорит, что они давно уже не отбирают рабочие места, давно уже идея, что мигранты работают за копейки и это выгодно работодателям, несостоятельна».
Как отмечают эксперты, еще одна причина разницы в ожиданиях зарплат в том, что некоторые профессии в России фактически монополизированы приезжими. Это, например, торговля на рынках, вождение такси, работа на стройках. Играет роль и собственник бизнеса: если он не коренной россиянин, он скорее будет принимать на работу земляков.