Дал девушке порулить самолетом — получил уголовное дело
Лента новостей
После того как в Якутии летчик пустил за штурвал пассажирского Ан-24 девушку без лицензии, следователи возбудили уголовное дело. Насколько подобная практика вообще распространена в авиации и что может грозить нарушителю?
Инцидент с допуском за штурвал произошел на борту авиакомпании «ИрАэро». Несколько дней назад в соцсетях появилось видео: девушка в розовом управляет самолетом по указаниям пилота, видно небо, слышен звук работающего двигателя. Сначала было непонятно, постановка это или реальность.
Выяснилось, что не фейк. Девушка не имела допуска и свидетельства к осуществлению полетов, а на борту действительно были пассажиры.
Дело возбудили по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Хотя последствий у инцидента, к счастью, не было. Ряд СМИ пишут, что работал автопилот. Но в кабину в принципе может заходить только человек, вписанный в задание на полет. Рулила девушка, не рулила — сейчас роли не играет. А вот в советские времена все было менее строго, вспоминает командир А-320 авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Литвинов.
— К нам очень часто заходили. Понятно, что никто не сажал за штурвал. В кабине постоят, посмотрят, сфотографируются, уйдут. А теперь мы живем в такое время, где ничего нельзя: нельзя самому какие-то принимать решения, нельзя допускать шаг влево, шаг вправо. Естественно, вот такая реакция общества, и все. Да, он нарушил, я подтверждаю. Ну это же не какой-то там террорист ворвался, которого он пустил, с какими-то последствиями. Все сейчас снимают, выкладывают в Сеть. Начинают нервничать. И так боятся летать. Раньше не было интернета и никто не знал: ну, зашел человек и зашел. Вышел и вышел. Уголовное дело совершенно ни при чем.
— Если самолет был на автопилоте, это все равно опасно?
— Автопилот управляет самолетом. Чтобы автопилот отключился, надо штурвал пересилить, упереться всем телом, налечь — тогда автопилот отключится. Либо надо нажать кнопку отключения автопилота. Девушка этого не знает. Она просто сидит, руки положила на штурвал. Думает, что управляет. Опасности здесь никакой нет, так как командир-то сидит слева, контролирует процесс. Наказание должно быть соразмерным.
По закону за «аттракцион» пилота могут наказать штрафом, принудительными работами, даже лишением свободы до двух лет. Скорее всего, последуют меры и со стороны работодателя: он может отстранить летчика от полетов. Многие сравнивают этот инцидент с авиакатастрофой 1994 года. Тогда самолет, выполнявший рейс Москва — Гонконг, разбился под Междуреченском. Все 75 человек на борту погибли. В кабине были дети одного из пилотов. Когда в кресле сидел ребенок, автопилот вышел из строя.
Когда девушка оказалась за штурвалом, мог ли произойти сбой и на каком этапе? Ситуацию комментирует авиаюрист Алексей Елтунов.
Алексей Елтунов авиаюрист «Это могло произойти только по вине самого пилота. Я не знаю, был ли он командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Если он был вторым пилотом, то в соучастниках будет и командир воздушного судна. Федеральные авиационные правила строго запрещают нахождение иных предметов, даже не связанных с полетом, в кабине воздушного судна. Тут еще один вопрос возникает: имела ли право девушка находиться в принципе на воздушном судне? Возможно, она не была пассажиром, ее пропустили нелегально на этот самолет. В таком случае можно это рассматривать как нарушение со стороны аэропорта. Я часто летаю, при мне такого никогда не было. Но сравнивать сегодняшнее время с советским не совсем правильно, поскольку, наверное, тогда были другие условия в плане безопасности полетов и в плане тех же самых морально-нравственных качеств, в том числе населения. Не помню, чтобы в советское время были те же самые дебоширы. А сейчас сплошь и рядом. Я лично как пассажир против того, чтобы был прямой доступ и можно было зайти».
Что касается зарубежной практики, то, например, в Китае за подобный инцидент летчика пожизненно лишили права осуществлять полеты.