РСПП поддержал поправки в нашумевший законопроект о значимых интернет-ресурсах
Лента новостей
Таким образом, российский бизнес согласился пойти на мягкий вариант и смириться с возможным ограничением доли иностранного участия в значимых интернет-ресурсах на уровне 49%
Обновлено в 14:45
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) согласен установить порог иностранного владения в капитале значимых интернет-ресурсов на уровне 49%, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на отзыв комиссии совета по связи и ИТ. Отзыв направлен спикеру Госдумы Вячеславу Володину.
В документе предлагается регулировать именно корпоративный контроль, но не экономическое участие. Отмечается, что такой формат позволит хотя бы частично снизить риски потери инвестпривлекательности российских технологических компаний. Изначальный вариант от депутата-единоросса Антона Горелкина предлагал ограничить долю иностранного участия 20% акций. Под удар попадал, например, «Яндекс». Позднее правительство предложило увеличить долю иностранцев до 50% минус одна акция.
Как следует из данных «Яндекса», около 55% голосующей доли принадлежат генеральному директору группы компаний Аркадию Воложу и топ-менеджменту, в то время как их экономическая доля всего немногим более 14%. У Воложа также имеется паспорт гражданина Мальты.
Почему РСПП пошел на такой шаг и как отразится на «Яндексе» иностранное гражданство основного владельца? Об этом продюсер Business FM Рамиль Киселев поговорил с вице-президентом по информационным и коммуникационным технологиям РСПП Сергеем Мытенковым.
Сергей Мытенковвице-президент по информационным и коммуникационным технологиям РСПП «Было отправлено письмо в аппарат правительства с предложением увеличить долю иностранного участия до 49%. Прежде всего, это обусловлено тем, что ряд отечественных IT-компаний, таких как «Яндекс» и Mail.ru, ранее уже превысили норму в 20%. Второе — бизнес заинтересован в развитии, заинтересован в трансформации технологий, и, конечно, иностранцы привносят в отечественные компании не только деньги, но и технологии. В принципе, на наш взгляд, 49% — это весьма комфортный показатель. Мне кажется, РСПП предлагает комфортные условия для государства для взаимодействия с бизнесом. Данный вопрос прорабатывался нашей профильной комиссией, и все операторы связи, крупнейшие участники, игроки рынка поддержали позицию о том, чтобы все-таки расширить возможности иностранного участия в компании, отталкиваясь от фактической ситуации на рынке. О Воложе: двойное гражданство не запрещено Российской Федерацией, и если ты владеешь компанией, то, я думаю, что это никак не отразится. Вопрос — где ты работаешь и где компания зарегистрирована. По факту, «Яндекс» — это крупнейшая российская компания, которая не только в России работает, а во всем мире. К тому же «Яндексу», наверное, было бы интересно расширить долю иностранного участия с тем, чтобы захватить или охватить другие рынки. Поэтому я думаю, что никак не отразится на работе то, что у собственника несколько паспортов. Конечно, мы стараемся ограничивать, но стараемся снять эти ограничения. Но когда эти ограничения остаются, наверное, не совсем понятно собственникам бизнеса, потому что, когда ты владеешь компанией, ты в праве ей распоряжаться, как ты хочешь. А когда через какое-то время на тебя накладывают какие-то ограничения, наверное, это не совсем хорошо. С другой стороны, вполне понятны опасения властей о том, что знаковые российские компании могут в одночасье стать не российскими. Понимание этого у РСПП есть. Поэтому идут на смягчение, на поиск компромиссов для того, чтобы всем было комфортно».
Следят ли в Кремле за дискуссией по ограничению иностранной доли в IT-компаниях и как относятся к смягчению с 20% до 49%? На этот вопрос журналистам ответил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
Если ограничение коснется только голосующих акций, как настаивает РСПП, то бизнес все-таки поддержал IT-компании, несмотря на то, что пошел на компромисс, считает президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Эта позиция называется «и вашим и нашим». Иначе говоря, как из того анекдота: если любовь по принуждению необходима, надо расслабиться и получать максимум удовольствия. Судя по всему, эта позиция РСПП. Иначе говоря, все равно государство будет настаивать на ограничении, уж лучше более мягкий вариант. Что касается меня, я, честно говоря, считаю, что если у иностранного капитала будет 49%, если у него будет 30%, это абсолютно не принципиально. Любой процент иностранного инвестора — это все равно какое-то влияние. И тут 40, 50, 60... Я считаю, что это все вещи весьма условные. Но если чиновникам надо поставить галочку, и бизнес как-то готов с этим смириться, значит, какой-то компромисс есть. Но, на мой взгляд, все это тоже неправильно. Есть другие механизмы защиты отечественного рынка. Всегда ведь есть и обыкновенные акции, есть привилегированные акции, которые если платят дивиденды по ним, то не являются голосующими. То есть какие-то варианты достаточно цивилизованные есть. Но еще раз говорю: мы мастера сначала придумывать проблемы, а потом самим изобретать, как из этих проблем выходить».
Помимо ограничения доли иностранного владения в законопроект заложен еще один механизм контроля правительства над крупнейшими IT-компаниями: специальной правительственной комиссии дается право сделать исключения по ее усмотрению. У государственного Сбербанка уже есть «золотая акция» «Яндекса», позволяющая блокировать продажу ключевых активов и внесение поправок в устав.
Законопроект депутат Горелкин внес в Госдуму летом. Его обсуждение стоило «Яндексу» почти 2 млрд рублей. Именно на такую сумму рухнула капитализация поисковика.