Чернобыль стал «туристическим магнитом»
Лента новостей
С начала года это место катастрофы посетили более 100 тысяч человек. Люди едут туда после выхода одноименного сериала на HBO. Что можно увидеть сейчас в зоне отчуждения и опасно ли это?
До Чернобыля из Киева можно добраться за два часа. Много лет туда возят туристические группы. Людям показывают заброшенные села, необычный рыжий лес, который окрасился сразу после аварии 1986 года, опустевшие здания и дома города Припять, где жили сотрудники АЭС, больницу, куда везли пострадавших, оставшееся после тех лет колесо обозрения. Можно поговорить с местными жителями, которые вернулись в свои дома в зоне отчуждения и живут там.
На одной из таких экскурсий побывал украинский фотограф, автор проекта «Зона отчуждения» Антон Бородавка.
Антон Бородавка фотограф «Там можно увидеть то, как природа за столь короткий промежуток времени начала главенствовать над цивилизацией. Такой памятник техногенной катастрофе. Это, конечно, место, энергетически очень мощное. И многие начинают задумываться о своей роли на Земле. Как правило, для туристов просто есть стандартные маршруты. Они, в принципе, чистые, и там зачерпнуть где-нибудь радиацию и унести с собой довольно сложно. Там есть дозиметрические станции, которые отслеживают. Какие-то защитные костюмы есть. На выезде проверяют на специальных приборах. Два кордона необходимо пройти».
Организованные экскурсии в Чернобыль стоят 50 долларов для украинцев и 100 долларов для иностранцев за один день. Остаться здесь можно и на неделю, ночуя в местной гостинице. Правда, некоторые маршруты могут повторять другу друга. В этом году — рекордное число туристов, более 100 тысяч человек. Рост чуть ли не вдвое. Большинство — иностранные туристы, это британцы, поляки, немцы и американцы. В госагентстве по управлению зоной отчуждения объясняют, что причиной популярности стал сериал «Чернобыль», который вышел в этом году на телеканале HBO.
Турагентства даже делают специальные программы по мотивам сериала. В маршрут, например, включают подвал электростанции, где был штаб, и припятский мост, с которого жители якобы наблюдали пожар на АЭС.
Туристов даже пускают на саму электростанцию, в машинный зал, соседний с тем, где управляли взорвавшимся четвертым энергоблоком. На входе строгий контроль — замеряют радиацию, заставляют переодеться в белую форму, похожую на медицинскую. На ногах — специальные бахилы, на лице — обязательно респиратор.
Экскурсию проводят сами сотрудники станции. Успокаивают: опасность радиации сведена до минимума. На станции даже предлагают пообедать в местной столовой. В меню борщ, овощной салат, булочка, сырники. Тоже говорят безопасно. За один день в Чернобыле можно получить облучение как за один час полета в самолете, утверждают организаторы поездки.
Сталкер и автор YouTube-канала urbanturism Андрей, который несколько раз был в Чернобыле, в том числе и в одиночку, говорит, что для него большую опасность представляет не радиация, а дикие животные, которые появились здесь в большом количестве после того, как из окрестных сел уехали люди, и могут напасть на нелегальных туристов.
«Я всегда хожу с дозиметром. Если есть какое-то место, которое мне не нравится, просто быстрее его прохожу, потому что в принципе от радиации защищает время и расстояние. Поэтому можно найти для себя какое-то довольно безопасное место для ночевки. В 2015 году я был в одиночном походе и включил дозиметр на накопление, когда вошел в зону, и выключил его уже при выходе из зоны. Пересчитав на среднее в час, у меня вышло где-то в районе 72 микрорентген. На самом деле это копейки. В самолете фон достигает 300-400 микрорентген».
Летом президент Украины Владимир Зеленский поручил открыть так называемый зеленый коридор в Чернобыль, чтобы избежать очередей и необоснованных отказов во въезде. Зона отчуждения не должна отпугивать людей, а должна стать научным и туристическим магнитом, выразился Зеленский. Сотрудники АЭС признают, что эти экскурсии необходимы, потому что в том числе за их счет поддерживается станция, которая была окончательно остановлена в нулевые годы, но на ней остается ядерное топливо.