Самокаты и где они обитают: Минтранс опубликовал свой проект ПДД для «средств индивидуальной мобильности»
Лента новостей
Министерство планирует ввести правила для СИМ, чтобы сократить число ДТП. Что меняется для пешеходов и гонщиков по тротуарам?
О том, что считается СИМ, мы теперь знаем уже не от источников в прессе, а со слов представителей Минтранса. Это роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса. Вне списка — велосипеды и инвалидные коляски.
Проект Минтранса привязан главным образом к возрасту владельца такого транспорта. Если СИМ пользуется ребенок младше семи лет — то двигаться он сможет по тротуарам и велопешеходным дорожкам, но на стороне пешеходов. На стороне уже велосипедистов обязан будет двигаться подросток до 14 лет. Впрочем, если специальной дорожки нет — то можно и по тротуару. А вот уже с 15 лет владельцу гироскутера и моноколеса можно будет выезжать на обочину.
Пожалуй, самое важное в тексте Минтранса — это допустимая скорость движения. Ведь именно лихачи на электроскутерах больше всего беспокоили и власти, и пешеходов — статистики ДТП с их участием нет, но прецедентов достаточно, это признают все. Теперь двигаться на СИМ совместно с пешеходами нельзя будет быстрее 20 километров в час. При этом те же электросамокаты способны развивать скорость вдвое, а то и втрое больше допустимого. Вот что говорит владелец интернет-магазина Рустам.
«Есть самокаты, которые могут развить скорость до 60 километров в час. Это в базовой комплектации. У них есть спидометр, и мы тестили сами, мы видели. Шестьдесят не получалось, конечно, но около 50-55 километров в час они развивали. Но, скорее всего, это очень опасно как для самого владельца самоката, так и для окружающих».
Развить подобную скорость возможно будет на проезжей части, но только на дорогах со скоростным ограничением в 60 километров в час. Но есть ряд условий — СИМ должен иметь тормоз, звуковой сигнал, а также световозвращатели — спереди, сзади и по бокам. Выезжать на проезжую часть на гироскутере и моноколесе будет запрещено. Однако, по сути, документ, предложенный Минтрансом, ничего не меняет, считает председатель Союза пешеходов Владимир Соколов.
Владимир Соколов председатель Союза пешеходов«В сущности, подавляющее большинство водителей этих транспортных средств оказываются на тротуарах. Им разрешено ездить со скоростью 20 километров в час. Когда пешеход идет со скоростью 4 километра в час, приближение тела со скоростью в пять раз больше, причем это тело пролетает около вас иногда на расстоянии 15 сантиметров, — тротуар перестает быть местом, где пешеход чувствует себя уверенно. Они, наверное, будут штрафоваться, если они что-то нарушают, но зафиксировать, что они едут со скоростью больше 20 километров в час, сейчас совершенно невозможно. У нас максимальная скорость вообще не определена. Если по тротуарам 20, то по белым дорожкам, значит, можно 60?»
Москва регулирует популярный рынок мобильного транспорта вместе с другими европейскими столицами. На те же электросамокаты там тоже колоссальный спрос. Правила, предложенные Минтрансом, схожи с теми, что уже действуют, например, в Швеции и Германии, — быстрее 20 километров в час тоже двигаться нельзя.
Но есть нюансы: шведы запретили гражданам ездить на СИМ по общественным дорогам, а также на велодорожках. Только тротуар, только в шлеме и не быстрее восьми километров в час. А власти Барселоны после ряда ДТП, напротив, запретили передвижение в пешеходных зонах. Жестче всего поступили британцы — электросамокаты нельзя использовать ни на мостовой, ни на проезжей части — только на частной земле с разрешения владельца. Они считаются легким автотранспортом, поэтому им необходимо иметь страховку и номерные знаки, а для управления необходимы водительские права.