Исследование: россияне ежегодно теряют 445 млрд рублей из-за контрсанкций
Лента новостей
Общие потери потребителей в России составляют около 3 тысяч рублей на человека в год. При этом в Кремле отметили, что «нет худа без добра»: контрсанкции создают определенные плюсы для импортозамещения
Российские потребители ежегодно теряют 445 млрд рублей из-за введенных правительством в 2014 году продовольственных контрсанкций. Это следует из совместного исследования экономистов РАНХиГС и ЦЭФИР.
Больше всего россияне теряют на рыбе, сыре, мясе, молоке и кисломолочных продуктах. Лучше всего ситуация со свининой, птицей и помидорами, которые экономисты отнесли к группе «успех импортозамещения». Выгоды от них оцениваются в 75 млрд рублей в год. О ключевых моментах исследования рассказывает один из его авторов, директор ЦЭФИР Наталья Волчкова.
Наталья Волчкова директор ЦЭФИР «Явно выделились подотрасли, в которых есть эффекты импортозамещения, приведшие к снижению уровня цен ниже состояния досанкционного. Это говорит о том, что внутреннее производство нарастилось и вышло уже в зону эффективности, которая позволила снизить цены ниже досанкционных. Это есть, на самом деле, в манифестации этого импортозамещения — рост производства, объемов производства и снижения цен. Потребители несут гораздо большие расходы на эти же товары, чем до санкций. Они платят за возможность производства повысить объемы, но это сопровождается ростом цен. Это означает, что производство неэффективно, и оно по сравнению с мировыми ценами продает потребителям товары по более высокой цене, чем было до санкций. В целом, на сегодняшний день мы видим отрицательный эффект: потребители продолжают нести более высокие расходы на те 14 групп товаров, которые попали под антисанкции. При этом в трех сегментах экономики из этих 14 мы действительно наблюдаем позитивный эффект, там есть уже некоторый плюс, но тем не менее минус по всем остальным сегментам экономики значительно больше».
Что об этом думают в Кремле? Ситуацию прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
— Насколько в Кремле удовлетворены итогами контрсанкций, эмбарго и политики импортозамещения? Рассчитывали ли именно на такой результат?
— Я, к сожалению, не знаком с деталями этих научных изысканий и исследований, поэтому я отказываюсь как-либо это комментировать. Вы знаете, что Россия не была инициатором этого санкционного обмена, это вынужденные меры. Вместе с тем нет худа без добра: есть определенные плюсы и для импортозамещения, и для развития национальных секторов экономики. Но мера вынужденная, да. Сейчас мы находимся в условиях обмена санкционными решениями не по нашей инициативе.
Исследование также показало, что 84% допрасходов потребителей идут в пользу российских производителей. Еще 3% — зарубежным поставщикам, например, из Белоруссии, Аргентины, Швейцарии, Уругвая и Чили. Остальные 13% можно считать чистыми потерями российской экономики.