«Поначалу я подумал, это троллинг». Учителям в самарской школе запретили использовать иностранные мессенджеры
Лента новостей
Сотрудникам приказали пользоваться мессенджером «ТамТам» и перенести туда же родительские чаты. Минпросвещения призвало школы не создавать искусственные рамки и ограничения
Учителям в самарской школе запретили пользоваться иностранными мессенджерами, соцсетями и сервисами в служебных целях, сообщает «Коммерсантъ». Такую рекомендацию учреждениям образования дал совет по информационной безопасности при полпреде президента в Поволжском федеральном округе. Однако на местах просьба переросла в приказ.
Приказ директора школы с гордым названием «Дневной пансион — 84» опубликовал в Facebook житель Самары Сергей Федоров. Документ гласит, что работникам школы нужно исключить возможность пользоваться иностранными ресурсами для служебной переписки.
В стоп-листе и мессенджеры, и соцсети, и почта, и облачные сервисы. Нельзя публиковать информацию на таких доменах, как .com, .net, .org и так далее. Сотрудникам приказано с 1 ноября пользоваться строго мессенджером «ТамТам» и туда же перенести родительские чаты. Сергей Федоров говорит, сначала решил, что это фейк.
«Честно говоря, поначалу я подумал, что это такой троллинг директора школы, который, получив невнятное и глупое предписание из департамента образования, как в итальянской забастовке, решил довести его до такого абсурда, чтобы все увидели, какая это чушь. Вроде, оказалось, что нет».
В письме чиновникам от образования содержалась рекомендация, сказал Business FM представитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Владимир Силантьев. Почему в итоге она приняла форму приказа, он не знает.
Владимир Силантьев представитель департамента информационных технологий и связи Самарской области «За тех людей, которые эти приказы выпускают, я отвечать не могу, и не буду, и не стану, потому что я не знаю их мотивацию. Мотивация у нас одна — информационная безопасность, предотвращение возможных утечек информации, покушение, в информационном плане я имею в виду, на цифровые аккаунты личностей, тем более детей, тем более в родительских чатах. Всего остального там нет — ни шпиономании, ни прочей ерунды, которую могут навесить. Мы руководствуемся тем, чтобы информационная гигиена вошла в каждую семью».
Впрочем, и департамент образования в письме школам именно просил, а не приказывал. Но на местах, видимо, сработала привычка исполнять просьбы неукоснительно. Сами учителя говорят, что служебная переписка обычно ведется в корпоративной электронной почте или в электронном журнале, который является российской разработкой. Да и кто будет пытаться взламывать учительскую переписку в мессенджерах, удивляется руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц.
Евгений Лифшиц руководитель Агентства кибербезопасности «Это очень трудоемко, очень тяжело взламывать и под силу только спецслужбам. И то далеко не все спецслужбы технически могут это реализовать, прочитать подобный трафик и расшифровать. Это тот случай, где трудоемкость и затрачиваемые ресурсы на получение этой переписки гораздо больше, чем ценность, которую может нести в себе эта переписка. Но в целом нужно понимать, что, когда телефон служебный, тогда администрация вправе как-то диктовать условия пользования. Когда это личный телефон, не важно — планшет, ноутбук, то ограничивать пользователя, тем более приказами, это, на мой взгляд, как минимум нелогично и не соответствует цифровой этике».
Пока в публичном пространстве оказался приказ только одной самарской школы. Но можно предположить, что такие решения приняты и в других, учитывая, что инициатива исходит от совета по защите информации при полпреде президента.
Подобных циркуляров сверху спускается великое множество, говорит преподаватель истории в зеленоградской школе № 2045, заслуженный учитель России Александр Снегуров.
Александр Снегуров преподаватель истории в зеленоградской школе № 2045, заслуженный учитель России «К примеру, масса циркуляров по тому, какую мы должны вести антитеррористическую деятельность, сколько всего на нас возложено. Это целая кипа документов, которую мы подписываем. Отклики на разные события в стране через фильтр вот этих распоряжений — в основном бестолковых, перестраховочных. Они не имеют под собой базы, ни материальной, ни правовой. Иными словами, реакция чиновников, для того чтобы отчитаться перед какими-то органами».
На скандал уже отреагировало министерство просвещения. Там сказали, что ведомство активно использует разные каналы коммуникации и имеет свои странички в четырех соцсетях. Минпросвет призвал школы не создавать искусственные рамки и ограничения.