На стриминговом сервисе Netflix выходит скандальный фильм «Прачечная», посвященный расследованию «панамских архивов»
Лента новостей
Скандальный настолько, что основатели знаменитой Mossack Fonseca подали на Netflix в суд. Что же так не понравилось панамским юристам и справедливы ли их претензии?
История утечки данных об офшорах самых влиятельных людей мира не могла остаться без экранизации. Картину по заказу Netflix снял режиссер Стивен Содерберг. Ленту уже посмотрели гости кинофестивалей в Венеции и Торонто. Немудрено, что основателей Mossack Fonseca горячо интересовало, как именно их образы будут воплощены на экране. Главных героев «Панама-гейта», Юргена Моссака и Рамона Фонсеку, сыграли актеры Гэри Олдман и Антонио Бандерас.
И несмотря на регалии голливудских звезд, юристы остались рассержены. Претензий немало — тут и репутационный ущерб, и клевета, и незаконное использование имени. Но хуже всего то, какими Моссака и Фонсеку изобразил режиссер. Якобы они жестокие рвачи безо всяких принципов. Так ли это? Комментирует культурный обозреватель РИА Новости Анна Нехаева.
Анна Нехаева культурный обозреватель РИА Новости «Олдман и Бандерас выступают в качестве таких рассказчиков, которые обращаются напрямую к зрителю и в таком довольно ироничном тоне затрагивают тему социального расслоения, в том числе рассказывают о преимуществе богатой жизни и в некотором роде дают лайфхаки, как, не особо утруждаясь, почивать на лаврах. И они выступают довольно язвительно по отношению к, скажем так, людям малообеспеченным или тем, кто работает не покладая рук».
Важно сказать, что с чистого листа Содерберг образ юристов не создавал. Оба имеют богатую биографию. Юрген Моссак — панамец немецкого происхождения, сын бывшего офицера СС. Приче, Моссак-старший, по данным американской разведки, активно предлагал свои услуги ЦРУ. Что до Рамона Фонсеки — по собственному признанию, он всегда мечтал служить человечеству и даже работал в представительстве ООН в Женеве.
Куда любопытнее деятельность юристов уже в составе объединенной фирмы. Как судить о людях, если не по делам? Газета Süddeutsche Zeitung, в распоряжении которой и оказались «панамские архивы», выяснила, что компания Mossack Fonseca на протяжении своей истории сотрудничала как минимум с 33 лицами, попавшими в черные списки властей США — террористами, наркоторговцами, персонами с темной репутацией родом из Ирана и Северной Кореи. В списках оказался и знаменитый Рафаэль Каро Кинтеро, один из бывших боссов мексиканского «Картеля Гвадалахары». О каких принципах речь? На что обижаться? Говорит журналист «Новой газеты» Роман Анин, который лично изучал «панамское досье».
Роман Анин журналист «Новой газеты» «Компания Mossack Fonseca была известна на рынке, как к которой мог обратиться любой человек и ему бы там помогли бы с открытием офшорной компании и счета. То есть им было без разницы происхождение денежных средств клиентов. Процедуры комплаенса в Mossack Fonseca в принципе не работали, потому что мы читали внутреннюю переписку сотрудников, и их, в общем, мало заботило, что это был за клиент, какие у него были средства, откуда были эти средства. И только когда уже начался скандал, они стали сломя голову, спешно перепроверять информацию о своих клиентах. Хотя до этого их это абсолютно не заботило. Ну то есть они жили и работали по принципу «деньги не пахнут».
Моссака и Фонсеку понять, разумеется, можно. Обоих пусть и арестовали по подозрению в отмывании сотен миллионов долларов, но затем отпустили под залог. Вины оба не признают. Да и как можно? Сегодня они по-прежнему одни из самых влиятельных людей Панамы. Фонсека известен не только как бизнесмен, но и успешный литератор-романист. Моссак и вовсе масон, член закрытого панамского общества Club Union. Непонятно лишь, о защите какой репутации господа юристы говорят сегодня. Засудить Netflix, может быть, и получится — опыт в профессии большой. А вот вернуть себе чистое имя? Даже прачечная не поможет.