16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 73.02 / ₽ 7490
  • RTS768.11
15 октября 2019, 06:36 Общество

«Яндекс» за понедельник отыграл несколько процентов из девятнадцати, потерянных в пятницу

Лента новостей

Потерянных благодаря законопроекту Антона Горелкина. Редакция Business FM хотела задать автору идеи вопросы, ответы на которые, к сожалению, так и не получила

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Депутат Антон Горелкин в своем telegram-канале отреагировал на комментарий Георгия Бовта. Указал на то, что Минкомсвязи было до 2018 года, а теперь это Минцифра. Или Минцифраз. Эту ошибку мы поправили на портале BFM.ru. А вот как со всем остальным?

Главные вопросы таковы: как технически иностранные инвесторы будут избавлены от акций «Яндекса»? И поскольку речь идет о бирже, то кто за это заплатит? IT-компании вообще приходят на биржу не для того, чтобы потратить там деньги, а для того, чтобы получить инвестиции. Иначе операционная деятельность обычно не покрывает затраты на новые разработки.

Какая-то информация есть в телеграм-канале Горелкина под названием «Душитель интернета». Он пишет о переводе акций «Яндекса» класса «Б» в класс «А». Поясним. Капитал «Яндекса» разделен на бумаги двух классов. «А» — это акции, которые торгуются на биржах. Может купить любой желающий. «Б» — бумаги, принадлежащие менеджменту компании, в том числе Аркадию Воложу, у которого помимо российского гражданства есть мальтийское. У этих акций больше голосов. Их по уставу нельзя продать. Но можно перевести в другой класс. Воложу, благодаря акциям класса «Б», принадлежит 48% голосов.

То есть Горелкин, судя по всему, открыто предлагает сооснователю технологической компании отказаться от своей доли. Точка зрения старшего партнера адвокатского бюро Forward Legal Алексея Карпенко.

Алексей КарпенкоАлексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Если будет соответствующий принят закон, то да. И говорить о том, легально это или нет, это легально, если будет принят закон. Потому что, скорее всего, в этом законе будет предусмотрен срок, в течение которого иностранные акционеры имеют право и обязаны будут продать свои акции с тем, чтобы уменьшить долю иностранцев в уставном капитале «Яндекса» до 20%. То есть это не просто, как у большевиков была экспроприация, когда пришли и сказали «наше». Это фактически принудительный выкуп с соответствующей компенсацией, которая будет рассчитываться каким-то образом, который будет предусмотрен в законе, если он будет принят».

Аркадий Волож вместе с единомышленниками когда-то основал «Яндекс». Было время, когда все сотрудники умещались в одной квартире. Сейчас в «Яндексе» работают около 10 тысяч человек. У компании огромное количество иностранных акционеров. Когда они покупали бумаги «Яндекса», были уверены, что их права как миноритариев защищают законы Российской Федерации. В том числе конституция, где черным по белому написано, что право частной собственности охраняется законом. Верили, что компанией будут управлять те, кто ее основал.

Депутат мог бы подать в суд на «Яндекс» с требованием изменить устав. Хотя устав-то пока никаким законам не противоречит. Но это была хотя бы видимость. Год назад Волож ответил на спекуляции по поводу продажи «Яндекса» Сбербанку. Заявил, что не планирует уходить из компании и продавать свою долю. О последствиях принудительной продажи говорит гендиректор инвестпартнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин.

Станислав МашагинСтанислав Машагин генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» «Чтобы перевести один класс акций в другой класс акций, нужно, в строгом соответствии с уставом провести там коллегиальные собрания. Для «Яндекса» это собрание акционеров, на котором надо будет дополнительно это рассмотреть и утвердить. В любом случае, это непростая процедура, и вряд ли она вообще сама по себе необходима. Если мы говорим о политических необходимостях, для того, чтобы регулировать деятельность «Яндекса», тут можно было вообще не выносить сор из избы и тихо-мирно договариваться с акционерами. Для акционеров, конечно, это крайне негативно, потому что не понятно, кто будет завтра у вас генеральным директором, если не понятно, какое это будет решение правительства отдельной страны, все-таки это международная компания. «Яндекс» лидер не только в России».

Вот на что еще обращают внимание инвестиционщики. Год назад сообщения о продаже «Яндекса» тоже обвалило котировки компании. И это был лучший момент, чтобы купить акции, потому что вскоре после этого интернет-гигант опубликовал положительный отчет и акции взлетели. Но это все для поклонников конспирологии.

В отличие от той ситуации, когда рынок реагировал на публикации в СМИ, сейчас есть конкретный законопроект конкретного депутата. Мы в течение дня пытались дозвониться до Антона Горелкина, но он трубку так и не поднял. СМС тоже осталось без ответа. Зато парламентарий продолжал публиковать посты в своем «Душителе интернета». Например, вступил в диалог с пользователем и указал, что все легальные экономические процессы «происходят в рамках государственных и международных законов». И что в других странах IT-отрасль подчиняется государственным законам. Хотя стоит добавить, что «Яндекс» закон вроде не нарушает. И в развитых странах у владельцев высокотехнологичных компаний бизнес не забирают и не запрещают им владеть.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию