Оппозиционный рэп — новое явление. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«В отличие от рока, а раньше джаза в советское время, с которыми боролись запретами комсомольские и партийные активисты, эту контркультуру вряд ли удастся не только запретить, но хотя бы приручить», — считает политолог
Приговоры, вынесенные участникам летних протестов в Москве, считают несправедливыми и политически мотивированными 38% россиян, следует из данных свежего опроса «Левада-центра». О справедливости приговоров говорят 24%, а 28% ничего об этих судебных процессах не слышали. Между тем к распространению оппозиционных настроений в последнее время подключились некоторые популярные среди молодежи рэперы. Как оценивать это явление?
Результаты последнего опроса «Левада-центра» говорят, с одной стороны, о том, что по-прежнему велика доля среди россиян тех, кому столичные и вообще любые политические протесты глубоко безразличны и они даже о них ничего толком не слышали, оставаясь в этом смысле классической аудиторией федеральных телеканалов. С другой стороны, значительна уже доля и тех, кто критически оценивает действия властей в отношении протестантов, кто считает приговоры им несправедливыми и неоправданно жестокими.
При этом очевидно, что в данном случае к оппозиционерам как-то не удалось прилепить клеймо «агентов враждебного Запада», выполняющих заказы заокеанских «хозяев». Этот тезис явно не пошел в массы, «мировая закулиса» пугает все меньшее число обывателей. Тогда как запрос на справедливость в России исторически всегда был едва ли не самым сильным. Поэтому в случае роста подобных настроений в обществе с ними трудно будет не считаться. Поскольку, что бы и кто бы ни говорил о недемократическом характере российской власти, она так же традиционно всегда исторически старалась подавать свои действия как совпадающие с интересами и чаяниями большинства населения, избегая открытых и откровенно непопулярных действий.
Однако при этом борьба за аудиторию уже давно вышла за рамки традиционных информационных форматов. Еще недавно претендовавшие на роль властителей народных дум и чаяний телевизионные пропагандисты все чаще подвергаются презрительным насмешкам, а лобовая грубая пропаганда встречает отторжение и даже раздражение. Не случайно даже президент недавно критически высказался в адрес слишком грубой порой антиукраинской пропаганды на телевизионных ток-шоу. Не случайно большую вирусную популярность получил последний ролик Бориса Гребенщикова под названием «Вечерний М…», явно посвященный… Ну, многие догадались кому. Но Гребенщиков, собравший с этой песней значительные для него 2,5 млн просмотров, — это все же для «эстетов». А вот растущая в последнее время политическая протестная активность некоторых рэперов с многомиллионной аудиторией — это то, что потенциально способно разрушить политическую апатию значительной части молодежной среды. И на этой «поляне» лоялистам пока противопоставить особенно нечего.
На днях рэпер Лигалайз выпустил клип «Застой 2.0» с критикой современной России. Там на фоне драки омоновцев с балеринами говорится и о «нефтяной братве», заменившей Золотую Орду, и об «армии, что отделяет чернь от тех, кто делит ярды». Ранее другой популярный рэпер Оксимирон организовал открытые литературные чтения с хештегом #сядьзатекст, где произведения классиков литературы оценивают относительно статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Читали из Грибоедова, Вольтера, Александра Герцена, Владимира Маяковского и, разумеется, того, кто «наше все», Александра Пушкина, чье стихотворение «К Чаадаеву» было квалифицировано по статье о пропаганде экстремизма. Рэперы Noize MC и Face участвовали в московских протестах и выступили, как и ряд других, против разгона митингов и с довольно резкой критикой власти. Как минимум это работает на десакрализацию государственного насилия.
Вообще, рэперы во многих странах мира традиционно стараются быть вне политики. Но когда они перестают это делать, то это можно считать симптомом существования серьезных проблем, которые уже нельзя игнорировать на массовом уровне. Так, недавно ряд турецких популярных рэперов выступили против политики президента Эрдогана. Которому сейчас маленькая, но победоносная война против курдов в Сирии может отчасти помочь. Рэп в Америке вообще всегда был во многом политизирован, правда, в основном сосредоточиваясь на теме прав чернокожих. Зато с появлением в Белом доме Дональда Трампа у рэпа появились новые сюжеты и темы.
В России политический рэп может стать одним из проявлений оппозиционной «контркультуры». Причем, в отличие от рока, а раньше джаза в советское время, с которыми боролись запретами комсомольские и партийные активисты, эту контркультуру вряд ли удастся не только запретить, но хотя бы приручить. Уж слишком велики «стилистические разногласия» между рэперами и теми «вечерними М…», которые пытаются держать оборону информационного пространства.