Нобелевскую премию по медицине вручили за изучение реакции клеток на изменения уровня кислорода
Лента новостей
Премию разделили трое лауреатов — американцы Уильям Кэлин и Грегг Семенза и британец Питер Рэтклифф. Как отметили в Нобелевском комитете, фундаментальное значение кислорода было известно веками, а то, как клетки адаптируются к изменению его уровня, долгое время было неясно
Нобелевскую премию по медицине в этом году получили Уильям Кэлин, Грегг Семенза Питер Рэтклифф за исследование реакции живых клеток на присутствие кислорода. Об этом объявил Нобелевский комитет при Каролинском медицинском институте.
В пресс-релизе говорится, что «фундаментальное значение кислорода было известно веками, а вот как клетки адаптируются к изменению его уровня, долгое время было непонятно».
BREAKING NEWS:
— The Nobel Prize (@NobelPrize) 7 октября 2019 г.
The 2019 #NobelPrize in Physiology or Medicine has been awarded jointly to William G. Kaelin Jr, Sir Peter J. Ratcliffe and Gregg L. Semenza “for their discoveries of how cells sense and adapt to oxygen availability.” pic.twitter.com/6m2LJclOoL
Исследование лауреатов этого года легло в основу понимания того, как уровень кислорода влияет на обмен веществ. Кроме того, открытие Кэлина, Семензы и Рэтклиффа дало начало созданию новых перспективных методов борьбы с анемией, раком и другими заболеваниями. Размер Нобелевской премии составляет 9 млн шведских крон (913 тысяч долларов).
О сути открытия и его значении рассуждает директор Института биологии развития имени Кольцова Андрей Васильев.
Андрей Васильев директор Института биологии развития имени Кольцова «Нобелевская премия по физиологии и фактически по медицине уже из года в год присуждается за исследование в области клеток. Это указывает на то, что сегодня клеточные исследования определяют вообще развитие биомедицины. Они изучали регуляторные системы клеток, в частности, ответ клеток на кислородный стресс. Работа действительно выполнена на очень высоком уровне: открыт новый фактор, который позволяет клеткам реагировать на этот стресс и связывать свободный внутриклеточный кислород. Все это чрезвычайно интересно. Конечно, как и любая регуляторная клеточная система, она проявляет себя в несколько искаженном виде при патологических процессах. В частности, один из авторов работал на клетках от пациента с наследственными заболеваниями. Предполагается, что эти исследования могут быть использованы для разработки подходов к лечению опухолей, потому что один из подходов к лечению опухолей — это предотвращение избыточного сосудистого роста. Именно в этой системе отработаны регуляторы, которые стимулируют рост сосудов. Таким образом, некие клеточные мишени можно атаковать для того, чтобы предотвратить развитие опухолей. Тем не менее я не жду здесь очень больших прорывов и не считаю, что эта добротная фундаментальная работа имеет революционное значение для биомедицины. Может сложиться ситуация, когда эта работа останется в ряду других добротных, отмеченных Нобелевской премией работ, которые останутся в истории не как яркие достижения. Мы все ждем, что в Нобелевских премиях будут отмечены работы в области редактирования генома, потому что это действительно прорывные вещи, тоже связанные с клетками, тоже связанные с огромным числом наследственных, онкологических и целого ряда других заболеваний. Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что есть открытия более яркие и более революционные. Известно, что Нобелевский комитет весьма консервативен, что для Нобелевской премии вино должно перебродить, результаты должны созреть и должны быть оценены их последствия в каком-то удаленном и даже историческом аспекте».
С объявления лауреата в области физиологии или медицины началась Нобелевская неделя. Во вторник, 8 октября, будет присуждена награда в области физики, в среду — химии, в четверг назовут обладателей сразу двух премий по литературе — за 2018-й и 2019 годы. В прошлом году премия не вручалась из-за роспуска Нобелевского комитета по литературе на фоне сексуального скандала. В пятницу станет известен обладатель Нобелевской премии мира.