Как идут российско-украинские переговоры по транзиту газа и когда электромобили заменят бензиновые машины?
Лента новостей
Об этом глава Министерства энергетики России Александр Новак рассказал в эксклюзивном интервью Business FM
Один из знаковых моментов, связанных с переговорами по украинскому транзиту: раньше в подобных встречах участвовал украинский министр иностранных дел Павел Климкин. Его роль была в том, чтобы придавать газовым переговорам политический характер. Сейчас в диалоге участвует министр энергетики Украины. С ним обсуждают конкретные профессиональные вопросы, заметил Александр Новак.
Украина настаивает, чтобы дальше транзит шел на основе европейского законодательства, которое Киев намерен имплементировать. Москва не против. Хотя по срокам понятно, что на новых условиях газ поставлять со следующего года не успеют. Впрочем, ничего особо не поменяется. Речь идет о том, что «Газпром» будет участвовать в аукционах на право прокачивать газ по украинской трубе. Но, как и раньше, кроме него, это сделать никто не сможет, что тоже отметил Новак.
— Там ключевое слово «аукцион», что владелец газотранспортной инфраструктуры, газопровода в данном случае, свою мощность выставляет на аукцион. А никого не смущает, что покупателем этой инфраструктуры, поставщиком все равно будет один и тот же «Газпром» и в конечном счете аукцион сводится к переговорам ровно все тех же двух сторон?
— Вы спросили, зачем европейское законодательство для Украины, если пока что только один поставщик со стороны РФ. У меня ровно такой же вопрос на самом деле. Европа — понятно, там очень много поставщиков, и поэтому там в плане развития конкуренции произошло разделение в рамках Третьего энергетического пакета, созданы условия для того, чтобы можно было на аукционе различным поставщикам, бронируя, создавая конкуренцию, повышать эффективность, конкурировать между собой. Украине это европейское законодательство мне не очень понятно для чего. Это, может быть, просто желание следовать неким политическим трендам, чтобы имплементировать европейское законодательство. Хотя по факту на самом деле, как мы понимаем, украинскую газотранспортную систему может загружать только наш российский газ на сегодняшний день.
В этих переговорах, как и в любых, важна альтернатива. В данном случае «Северный поток — 2», который сможет заменить украинскую трубу. Его должны построить к 1 января, как раз к окончанию транзитного договора с Киевом. Сейчас газопровод готов на 83%. Но мешает то, что на прокладку труб под водой до сих пор не дала разрешение Дания. Укладка в обход — это удорожание проекта. Кроме того, на это потребуется время.
Впрочем, по словам министра энергетики, есть шансы, что Копенгаген все-таки даст соответствующее разрешение. И еще по поводу Европы и энергетики. Там намерены довести роль возобновляемых источников до 50%. Новак привел общемировые цифры. Сейчас доля возобновляемых источников в энергобалансе планеты — 7%. Через 15 лет она может достигнуть лишь 20%. Похожий тренд и с электромобилями. Их производство растет высочайшими темпами, но по сравнению с бензиновыми машинами доля ничтожно мала.
— Мы уже видим отчетливый тренд — электромобилизацию. Практически все автоконцерны переходят на выпуск именно электромобилей. Это значит, что как раз спрос на бензин в перспективе, наверное, будет сокращаться...
— Производство электромобилей: либо гибридных, либо чистых электромобилей. Сегодня мы видим, что темпы прироста очень большие: в 2018 году продажи выросли на 70%. Но если вдуматься в цифры, сколько автомобилей в мире на сегодняшний день всего: 1 млрд 400 млн автомобилей, а электромобилей всего 5 млн. Еще очень далеко хотя бы до 15%, 20%, 30% рынка, и есть еще ограничения, связанные с отсутствием большого количества аккумуляторов, накопителей. Поэтому посмотрим, как будет развиваться. Сейчас это просто фактически нулевой показатель, нулевой старт, а всегда, когда база занижена, темпы роста сначала высокие.
Впрочем, Александр Новак допустил, что все может поменять научно-технический прогресс. По большому счету электромобиль отличается от обычного только двигателем. Все остальное — кузов, салон, электроника — точно такое же. Чтобы электромобили быстро заняли большую нишу, должна произойти революция. Как, например, появление смартфонов, из-за которых привычные кнопочные телефоны ушли в небытие, привел пример министр энергетики.