16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.43 / ₽ 7494
  • RTS814.88
2 октября 2019, 21:30 Стиль жизниКультура

«Магазин, который ничего не продает». Бэнкси открыл в Лондоне шоурум

Лента новостей

Зайти в «Валовой внутренний продукт» нельзя, а цель «самого большого хулигана» — защита интеллектуальной собственности

Фото: страница banksy в instagram

Бэнкси открыл в Лондоне собственный магазин, в который нельзя зайти, сообщает ТАСС. Юристы объяснили идею знаменитого уличного художника защитой интеллектуальной собственности, а сам Бэнкси дал новый повод поговорить о философии своего творчества.

Внезапно появившийся магазин в лондонском районе Кройдон — очередной месседж автора. Кому? В первую очередь компаниям, пытающимся присвоить всю славу Бэнкси себе. Шоурум под названием «Валовой внутренний продукт» фактически закрепляет за Бэнкси право распоряжаться свой товарной маркой.

Она у арт-иконы, между прочим, есть. Но по британским законам, если автор не выпускает под ней продукцию, это может сделать кто-то другой, например некая компания по производству открыток. Теперь не сможет…

Диско-шар в форме полицейского шлема, знаменитый бунтарь с букетом и ковер, сделанный из мультяшного тигра Тони, того, что на коробке из кукурузных хлопьев, — теперь это официальный мерч Бэнкси. И нет, художник это сделал не из корысти. Воруйте, копируйте, продавайте! Но полноправным владельцем моих работ вы не станете, как бы говорит Бэнкси. О его взглядах на свои работы говорит искусствовед Елизавета Плавинская.

Елизавета Плавинская искусствовед «Если смотреть на это с точки зрения бизнес-моделей, то обычно всякие бизнес-модели типа «независимый художник» или «успешно продающийся художник» — это противоречащие друг другу имиджи в искусстве. Но сам Бэнкси, в его книжках об этом написано очень здорово и клево, утверждает, что базовое понятие здесь — это то, что человек сам себе человек и что его в связи с его искусством может заносить в разные жизненные ситуации. То товарный знак надо подтвердить, и для этого открыть магазин, и что, собственно, простая жизненная логика позволяет человеку свободно проходить сквозь все эти социальные слои».

В мире современного искусства Бэнкси — анархист, провокатор и настоящий трикстер. Всю суть анонимного гения можно понять, вспомнив торги на Sotheby's в октябре прошлого года. Тогда выставлялась одна из самых известных работ художника, «Девочка с воздушным шаром». «Пятьсот тысяч фунтов! Кто больше?» — надрывал голос аукционист. И вот финальная сумма — 1,4 млн фунтов, полотно уходит даме из Европы, не назвавшей своего имени.

В тот же момент картина вылетает из рамы, измельченная шредером. Публика в шоке. «Кажется, нас только что обэнксили», — заявил тогда старший директор Sotheby's Алекс Бранчик. Свою акцию Бэнкси иронично назвал «режиссерской версией», или Directors cut, что буквально переводится как «авторская нарезка». Художник открыто оппонирует коллекционерам, выкладывающим состояния за возможность владеть искусством единолично, и в этом часть его философии. Ситуацию комментирует директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Магазин, который ничего не продает, но подтверждает его право на собственность логотипа и бренда, мне кажется, вполне в духе его высказывания. И, конечно, мне кажется, он самый большой хулиган, который искренне радуется, когда его работы спиливают со стен, потом возвращают, потом опять крадут, потом объявляют, что это выставка Бэнкси, а он говорит, что это не выставка Бэнкси и его работ там нет. То есть ему все это страшно нравится, и, мне кажется, он получает искреннее удовольствие именно от процесса, а не какого-то результата в виде выставки или продажи. Мне кажется, это, конечно, идея того, что его искусство не может быть в доме коллекционера на стене. И у богатых людей, которые как бы захватили весь коллекционерский мир искусства, нет никаких привилегий перед абсолютно случайным бедным человеком, который тоже хочет к этому прикоснуться».

Товары из того самого магазина Бэнкси скоро можно будет купить на официальном сайте шоурума. За какие деньги? А кто скажет? Может, за миллион, а может — за один пенни.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию