Суд отложил на 30 сентября рассмотрение апелляции на приговор Устинову
Лента новостей
Суд решит вопрос об изучении дополнительных доказательств. И защита, и потерпевший ходатайствовали о просмотре видеозаписей задержания актера
Обновлено в 13:39
Суд отложил рассмотрение жалобы на приговор Павлу Устинову на 30 сентября, объяснив это необходимостью подготовить технику для изучения видео задержания актера. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
Такое решение было принято в связи с тем, что защита, а также потерпевший ходатайствовали о просмотре дополнительных видеозаписей задержания Павла Устинова.
В апелляции прокуратура просила заменить наказание условным, а защита — полностью оправдать Устинова.
Слушание в суде второй инстанции вызвало настоящий аншлаг: еще за час до начала заседания в зале № 331 стали собираться журналисты. Чтобы избежать столпотворения, подход к залу огородили с помощью рядов металлических стульев. По данным пресс-службы Мосгорсуда, заявки на проведение видеосъемки прислали 30 различных телеканалов и около двух десятков фотокорреспондентов. Было множество и пишущих репортеров. Однако в зал попали немногие, среди них была уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она не пожелала перед процессом дать комментарии, пояснив, что не хотела бы «предвосхищать события». Те, кто не вошел, отправились этажом ниже, где проходила телетрансляция.
Поддержать Павла Устинова приехали несколько родственников, в том числе его беременная сестра Юлия и мать Татьяна. Последняя рассказала Business FM, что сын отслужил год в Росгвардии, закончил Высшую школы сценических искусств, подрабатывал на съемках, но в основном трудился в сфере сетевого бизнеса, связанного с возвратом кешбэка на банковские карты. «Пробиться в актерской среде непросто, везде нужны деньги. Но, как говорится, было бы счастье, да несчастье помогло», — сказала женщина, предположив, что теперь актерская карьера сына может пойти в гору.
В озвученном тройкой судей представлении заместителя генпрокурора Юрия Пономарева говорилось, что назначенное фигуранту наказание в 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима является чрезмерно суровым, а суд первой инстанции не в полной мере учел характеристики Устинова по месту его бывшей службы, а также то, что он воспитывался в многодетной семье. «Возможно, добиться перевоспитания осужденного и достижения цели социальной справедливости без изоляции Устинова от общества», — говорилось в представлении Юрия Пономарева, просившего о замене срока на условный.
Приехавший в суд потерпевший старший сержант Росгвардии Александр Лягин также поддержал представление прокурора, но возражал против удовлетворения жалобы защитников осужденного Дмитрия Чешкова и Анатолия Кучерены. Те просили оправдать Устинова. «Я не поддерживаю доводы жалобы защиты. С представлением прокурора согласен», — сказал 28-летний омоновец.
В свою очередь адвокаты осужденного Дмитрий Чешков и Анатолий Кучерена утверждали, что процесс в Тверском суде прошел с обвинительным уклоном, а суд нарушил право защиты на представление доказательств.
Так, по мнению Чешкова, в основу приговора легли «недостоверные и недостаточные доказательства». «Не было установлено, что Устинов когда-либо интересовался проблемами общественно-политического характера и был участником митинга», — говорилось в его жалобе.
Адвокат отмечал, что заседание в суде первой инстанции было с обвинительным уклоном, не просматривались видеозаписи, «уличающие потерпевшего и свидетелей обвинения во лжи». Он просил суд приобщить и просмотреть видеозаписи, представленные журналистами Олегом Козловским и Василием Полонским. «Они полностью засняли задержание на видео», — сказал адвокат. Он также просил приобщить заключение специалистов, которые дали ответ был ли причинен потерпевшему вывих плеча. Его поддержал его подзащитный. «На этих видеозаписях видны реальные события», — сказал Павел Устинов.
Потерпевший Александр Лягин просил суд приобщить и просмотреть видеозапись момента задержания Устинова c YouTube. Прокурор Анастасия Зверева выступила за исследования заключения служебной проверки в отношении Лягина, но в просмотре видеозаписей она просила отказать.
Выслушав доводы сторон, председательствующая в коллегии Елена Иванова решила отложить процесс. Она пояснила, что если суд удовлетворит ходатайства о просмотре видео, то будут необходимы «технические средства». «С учетом дополнений к судебному следствию заседание откладывается на 10:00 30 сентября», — сказала судья.
Наименьший ущерб судебной системе в случае закрытия дела Устинова нанесет признание вины отдельного судьи, говорят эксперты. Не дойдет ли тогда дело до пикетов уже сотрудников судов с плакатами «Я/Мы Криворучко»? Комментирует политолог Георгий Бовт.
— У нас вообще суды привыкли штамповать обвинения, переводя их в приговоры, так что это довольно странное дело. Сейчас они пытаются протянуть с рассмотрением дела для того, чтобы найти какие-то компромиссные, может быть, формулы, которые устроят силовой блок, станут для него сильным оскорблением и потерей лица.
— Прокуратура говорит, что приговор в 3,5 года — это недоработка суда, хотя сами они изначально требовали шесть лет…
— Топят судью, может быть, и правильно: это все-таки судья выносил решение, а не Генпрокуратура, она могла потребовать и 20 лет, или, может быть, вообще пожизненного заключения. Судья должен рассматривать все обстоятельства дела, он не рассмотрел их. Поэтому его делают крайним, но он знал, на что шел. Другое дело, что он, может быть, привык таким образом штамповать дела, недаром он фигурант известного «списка Магнитского». Он показал себя в целом ряде громких процессов именно такой манерой поведения, когда он соглашался со всеми обвинительными заключениями и требованиями прокуратуры. Он действовал рутинным образом, для наших судов вообще свойственно соглашаться с тем, что делает прокуратур, немного смягчая, может быть, наказание. В данном случае то, что он не дал шесть лет автоматом, с его стороны было даже актом гуманизма, поскольку по сложившейся практике если прокуратура требует шесть лет, надо давать пять, и это будет верхом правосудности.
По версии следствия, 3 августа в ходе несанционированной акции оппозиции на Пушкинской площади 24-летний Устинов вначале выкрикивал лозунги, а во время задержания вывихнул плечо сотруднику Росгвардии, старшему сержанту Александру Лягину. Подсудимый — бывший сотрудник Росгвардии и выпускник Высшей школы сценических искусств под руководством Константина Райкина. Павел Устинов вину отрицал. Он утверждал, что не был на митинге, а на Пушкинской площади ждал друга. На видеозаписи задержания Устинова видно, что мужчину задерживают сразу четверо росгвардейцев, избивая его резиновой дубинкой, к концу задержания их количество увеличивается примерно до десяти.
Тверской суд Москвы 16 сентября признал Устинова виновным по второй части статьи 318 УК РФ («применение насилия, опасного для жизни или здоровья, к представителю власти»). Эта статья предусматривает наказание на срок до десяти лет заключения. Устинов получил 3,5 года колонии общего режима.
Приговор Устинову вызвал широкий общественный резонанс. Общественные деятели, представители театрального сообщества и правозащитники запустили кампанию в его поддержку, требуя изучить все обстоятельства дела. Уже 20 сентября Мосгорсуд по ходатайству прокуратуры освободил осужденного из СИЗО под подписку о невыезде. Обвинение вслед за защитой обжаловало приговор. До этого глава Росгвардии Виктор Золотов заявил, что дал бы Устинову максимум «год условно».
Ранее столичные суды уже приговорили других четверых фигурантов так называемого московского дела Данила Беглеца, Иван Подкопаева, Кирилла Жукова и Евгения Коваленко на сроки от двух до 3,5 года колонии. Их приговоры еще не вступили в силу.