Генпрокуратура просит отпустить Павла Устинова под подписку о невыезде
Лента новостей
Мосгорсуд рассмотрит представление, которое прокуратура направила по ходатайству адвоката Анатолия Кучерены, в пятницу, 20 сентября
Обновлено в 14:58
Павла Устинова уже в пятницу, 20 сентября, могут отпустить под подписку о невыезде. Генпрокуратура направила в Мосгорсуд представление об изменении ему меры пресечения.
Как сообщил «Интерфаксу» адвокат Анатолий Кучерена, прокуратура направила заявление по его ходатайству. Кроме того, по его словам, назначенное на 23 сентября заседание по апелляционной жалобе на приговор Устинову перенесено на следующий четверг, 26 сентября.
Ранее Кучерена стал вторым адвокатом Устинова наряду с его действующим защитником Дмитрием Чешковым. О своем вступлении в дело и ожиданиях от заседания, которое состоится 20 сентября, адвокат Анатолий Кучерена рассказал Business FM.
— Мне позвонил Константин Райкин, попросил, чтобы я стал адвокатом Устинова. Мне звонили до этого Алексей Гуськов, ряд других известных людей. Конечно, я посчитал возможным встать на защиту Устинова, и я принял решение стать его адвокатом. Я уже направил жалобу в прокуратуру, вернее, не жалобу — ходатайство с просьбой выйти в суд и просить изменить меру пресечения Устинову на любую другую, не связанную с лишением свободы. Процесс о мере пресечения Устинову будет завтра в 12:00 в Мосгорсуде. На следующей неделе, надеюсь, в четверг, будет рассмотрение по существу апелляции уже вынесенного приговора. Почему я вышел с ходатайством о мере пресечения? Потому что закон позволяет в стадии, пока приговор не вступил в законную силу, мне как защитнику обратиться через прокуратуру с просьбой об изменении меры пресечения, что я и сделал.
— Почему прокуратура так быстро отреагировала на ваше ходатайство?
— Мне трудно сказать. Я все-таки еще и общественный деятель, кроме того, что я адвокат, я всю жизнь занимаюсь вопросами оказания правовой помощи гражданам. А как еще должна реагировать прокуратура? Прокуратура должна как-то реагировать: либо прокуратура мне отказывает, либо прокуратура удовлетворяет мое ходатайство. Как по-другому?
О вступлении в дело Кучерены и ожиданиях от заседания суда Business FM рассказала сестра Павла Устинова Юлия.
— Как Кучерена на вас вышел или, может быть, вы на него вышли?
— Это Константин Райкин, он его попросил помочь. У нас Дима [Чешков] является основным адвокатом, просто Кучерена ему как бы в помощь. Раз такие события развернулись, то Константин Райкин решил нам тоже помочь, и они его наняли. Я к нему [Анатолию Кучерене] вчера ездила. Мы поговорили, я подписала соглашение о помощи, основной договор с ним заключал уже Райкин. Он сказал, какие позиции хочет выставить, он уже подал [ходатайства] для того, чтобы Павла выпустили по подписке о невыезде до апелляции. Завтра рассмотрение в 12:00 в Мосгорсуде.
— Есть мнение в интернете, что предыдущая защита Павла была недостаточно компетентна, поэтому сейчас Кучерена.
— Я вчера написала пост и отрезала, что не было никаких претензий к Диме [Чешкову]. На самом деле, он сделал огромную работу от начала и до самого суда. Поэтому мне очень обидно, что начинают на него сквернословить. Даже других адвокатов от «Агоры», от «ОВД-Инфо» и остальных вообще судьи не принимали в счет, если вы следили за делами. Поэтому я не думаю, что Дима сделал плохую защиту для Павлика. Это все зависело от судей. Они [адвокаты] все замечательные, они все их пытались защитить, но им не давали этого сделать. Поэтому я просто хочу пресечь все эти слухи, чтобы человека не порочили. Он [Кучерена] сам мне вчера сказал: «Мне Дмитрий нужен». Он мне так и сказал: не смогу без него работать, он дело знает, я его сегодня изучу, но мне он нужен.
Между тем глава Росгвардии Виктор Золотов выступил за условное наказание для Павла Устинова, сообщает ТАСС. «Суд принимает решение. Я бы со своей стороны максимум дал бы год условно [Устинову]. А вот эти 3,5 года перевел бы на Синицу. Вот моя точка зрения, — цитирует его агентство. — Ему [Синице] дали пять [лет], по-моему, вот еще 3,5 [добавить] за призывы убивать жен, детей».
Золотов пояснил, что возмущен действиями Синицы. «Я считаю, что он малым сроком отделался. И слава Богу, что он нам не попался!» — заявил глава Росгвардии. Ранее блогер Владислав Синица получил пять лет колонии по обвинению в экстремизме: в одном из его постов в Twitter следствие усмотрело призыв к расправе над детьми сотрудников Росгвардии и полиции.
В среду, 18 сентября, у здания администрации президента в Москве прошла масштабная серия одиночных пикетов в поддержку Павла Устинова и остальных фигурантов «московского дела». Ей предшествовал флешмоб в социальных сетях, в котором приняли участие многие известные российские актеры.
Павла Устинова приговорили к 3,5 года колонии за «применение насилия в отношении представителя власти» во время задержания на несогласованной акции 3 августа. Согласно обвинению, он вывихнул плечо бойцу ОМОН. При этом суд отказался рассматривать видео, которое, по мнению защиты, свидетельствует о невиновности Устинова: молодой человек в тот день встречался со знакомым на Пушкинской площади и не участвовал в акции протеста.
Новые повороты в процессе Павла Устинова ведущий Business FM Игорь Ломакин обсудил с директором центра политологических исследований Финансового университета Павлом Салиным.
— Почему, как вам кажется, в деле появился Кучерена, что бы это значило?
— Это значит два основных момента. Принято политическое решение спустить это дело на тормозах, а как конкретно, существенно смягчить приговор, отменить — это детали, которые мы узнаем в ближайшее время. Второе: правоохранители, силовики не желают до конца выпускать это дело из-под контроля, поскольку господин Кучерена входит в общественные советы силовых структур, поэтому для силовиков он свой человек, это не те адвокаты, которых сейчас пытаются выставить некомпетентными, не адвокаты-правозащитники.
— Уже завтра начнется заседание по изменению меры пресечения, и что мы видим: приговор уже вынесен, и тем не менее человека предложено освободить по предложению прокуратуры от ареста и отправить под подписку о невыезде. Я последний раз такое помню с Навальным и Офицеровым в 2013 году, дело «Кировлеса». Почему это происходит сейчас, не будет ли вызывать ненужных ассоциаций?
— Нет, никаких ненужных ассоциаций это не будет вызывать. Дела принципиально разные, потому что в случае с «Кировлесом» целью был именно Навальный, а здесь Устинов, что называется, подвернулся под горячую руку, на его месте мог быть любой.
— Я о том, что случай достаточно редкий, почти уникальный, когда человек, уже осужденный, может быть отпущен под подписку.
— Случай уникальный, но и такая консолидация в защиту осужденного тоже уникальна.
— Чисто теоретически может так получиться, что Устинов будет признан абсолютно невиновным или этого система себе сейчас позволить просто не может?
— Чисто теоретически такое может быть. Судя по тому, что сейчас близкие к власти спикеры начинают смещать акценты, пытаются отвести удар от судебной системы, от конкретного судьи, который принимал это решение, списать, с одной стороны, на якобы неквалифицированную защиту, а с другой стороны, сосредоточить внимание только на одном Устинове и отвлечь внимание от десятков с лишним других людей, которые находятся под стражей и которые находятся примерно в аналогичной ситуации (единственное их отличие, что они не отрицают своего участия в несанкционированных акциях), видимо, готовится существенный поворот. И существенность его может заключаться в том числе и в полной отмене приговора.
— Это по Устинову, а что с остальными?
— А вот здесь большой вопрос, потому что в случае с Устиновым, судя по всему, система готова отыграть назад на 100% или почти на 100%, а вот здесь любопытно, как дальше будет развиваться ситуация и будут ли ее педалировать те же самые общественники, которые вступились за Устинова по двум другим направлениям. Первое — это поддержка остальных заключенных, находящихся под стражей, и второе: а если приговор действительно будет отменен в апелляционной инстанции на основании той самой видеозаписи, которую судья отказался рассматривать в качестве доказательства, то возникает вопрос об ответственности судьи. Вот как по этим двум направлениям будет дальше развиваться ситуация: первое — судьба других фигурантов московского дела, а второе — судьба конкретного судьи, который принял, мягко говоря, весьма спорное решение.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила РИА Новости, что не видит политики в деле Устинова. «Всем нужно успокоиться и вернуться в правовое поле. Надеюсь, апелляционная инстанция скрупулезнее разберет доводы сторон и взвесит соразмерность вынесенного наказания», — сказала.
Тем временем мэрия Москвы согласовала заявку незарегистрированной Либертарианской партии России на митинг в поддержку фигурантов «московского дела» на проспекте Сахарова 28 сентября. Активист партии Михаил Светов отметил, что раньше по этой же заявке партия получила отказ, но теперь власти изменили решение.
Акция в поддержку Павла Устинова в галерее BFM.ru: