Экспериментом по пятидневке. Власти сообщили о возможном внедрении на определенных предприятиях четырехдневки
Лента новостей
«Мы рискуем качеством человеческого капитала», — считает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков
Минэкономики вместе с Минтруда сообщают, что на каких-то российских предприятиях могут внедрить четырехдневную рабочую неделю. Речь идет о списке компаний, которые участвуют в нацпроекте по поддержке занятости. Правда, кто конкретно попадет под эксперимент, пока неизвестно.
О сокращенной рабочей неделе последнее время говорят все чаще, причем на очень высоком уровне. Business FM обзвонила несколько предприятий, узнала мнение ученых и выяснила, кто вообще подал идею трудиться поменьше.
Генеральный директор челябинского предприятия «Завод Спецагрегат» Евгений Субачев узнал от Business FM, что его компанию могут перевести на четырехдневку. Пока теоретически. Минэкономики решило провести эксперимент. Ввести на нескольких предприятиях сокращенную рабочую неделю, а конкретно на тех, которые участвуют в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Что, кстати, само по себе звучит иронично, потому что в рамках эксперимента работников как раз и хотят немного освободить от занятости.
«Спецагрегат» — один из участников этого нацпроекта. Евгению Субачеву идея не понравилась. Предприятие, которое производит снегоочистители, погрузчики и другую спецтехнику, получило большой госзаказ. И как его выполнять на четырехдневке, задается вопросом Субачев.
Евгений Субачев генеральный директор предприятия «Завод Спецагрегат» «Увеличение производительности труда связано не с уменьшением рабочего времени, а для того чтобы мы стали продукции больше выпускать, а как следствие, и у нас то же количество людей смогло больше выпустить продукции, а как следствие, получить большую заработную плату. Мы хотим увеличить благосостояние людей, а не для того чтобы они меньше ходили на работу. Я считаю, что должна оставаться пятидневная рабочая неделя. Это годами уже и десятилетиями сложилось».
Но, похоже, идея с четырехдневной неделей прочно засела в чиновничьих умах. А виноваты, как всегда, британские ученые. Они еще в 1930-х годах сделали вывод, что в нашем несовершенном мире слишком много работают. У них тогда как раз была Великая депрессия, безработица, так что ситуация располагала. А у нас в те времена полным ходом шла коллективизация, заключенные ударно трудились на стройках коммунизма и даже мечтать не могли не то что о четырехдневке, но хотя бы о восьмичасовом рабочем дне.
Сейчас, конечно, условия другие. Но готовы ли мы к сокращению рабочей недели? Наши ученые в основном говорят «нет». Врачи напоминают об ожирении и алкоголизме. Экономисты указывают на низкую производительность труда и на то, что если неделю сократить, то придется ввести удлиненный рабочий день. Последствия объясняет профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков.
Александр Щербаков профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС «Интенсивность труда будет повышаться. Это означает, что будет, скорее всего, не сразу, на протяжении какого-то количества лет увеличиваться утомляемость, будет расти утомляемость и тому подобное. Мы рискуем качеством человеческого капитала. Наверное, это не самый лучший вариант для экономического, социального и общественного развития. Три дня на отдых вряд ли возместят высокую интенсивность труда в оставшиеся четыре дня».
Поклонники идеи говорят о новых технологиях, о роботах. Они заменят человека, и он будет отдыхать. Правда, нам до роботов еще далеко. И, чего уж скрывать, не всем хочется проводить больше времени в семье — некоторые засиживаются на работе до последнего.
Но, допустим, роботы, за которыми, кстати, надо еще кому-то следить, увеличат производительность. Завод заработает больше денег. Ему это понравится, производство вырастет, а значит, и отдыхать будет некогда.
Business FM внимательно ознакомилась со списком предприятий, на которых могут провести эксперимент. Там, например, есть хлебозавод. Для него четырехдневка — это значит, что в пятницу хлеба не будет? Или его заготовят впрок и он будет несвежим?
Наконец, главный вопрос: а как быть с зарплатами? В списке есть ивановское текстильное предприятие «Шуйские ситцы». Business FM дозвонилась до его пермского филиала. У представителя компании есть вопросы к авторам идеи.
«Я считаю, что эту тему вообще не надо было обсуждать. Обсуждали бы ее в научных кругах, ради бога. Зачем выносить ее на всеобщее обозрение? Обсуждали и обсуждали бы, пока бы родили что-то. Все люди, само собой, теперь боятся всего. Боятся прежде всего, что это ударит по зарплате, конечно. Как могут они доказать, что это по зарплате не ударит? Всегда уменьшение рабочего времени вело к уменьшению зарплаты».
Но даже если зарплата сохранится, как быть со школами, с детсадами, с магазинами, с ресторанами, парикмахерскими? Они должны работать как минимум пять дней в неделю. Увеличивать штат? А где найти специалистов? Мы и так переживаем последствия демографической ямы 1990-х — работников уже не хватает.
Но есть и такое предположение. Минэкономразвития в лице министра Максима Орешкина считает, что мы пока не готовы к четырехдневке. Так, может быть, эксперимент Минэка как раз наглядно и проиллюстрирует эту мысль? Тем, кто по нашей старой традиции любит помечтать о всеобщем благоденствии и счастье.