16+
Четверг, 7 ноября 2024
  • BRENT $ 74.29 / ₽ 7297
  • RTS852.67
13 сентября 2019, 22:17 Финансы

Почему российская экономика не растет и как совершить прорыв?

Лента новостей

Об этом высшие российские чиновники и менеджеры спорили в рамках Московского финансового форума спорили два дня. Особенно жарким был второй день дискуссий

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Уж простите, но дискуссия чиновников на Московском финансовом форуме напомнила бессмертную картину «Богатыри». Три поколения реформаторов: 90-е, нулевые и 10-е. Старший — Анатолий Чубайс, средний — Герман Греф и младший (не по годам, а по приходу в верхний эшелон) — Антон Силуанов.

И они, как былинные герои, посланы дать импульс российской экономике. И думают, что же сделать, чтобы с помощью нацпроектов выполнить миссию. Причем, как заметил Чубайс, в стране сложились идеальные условия. Еще не было такого, чтобы денег в избытке, а инфляция низкая. Но мешает правоохранительная система. Глава «Роснано» сравнил страну с автомобилем, у которого две педали.

Анатолий ЧубайсАнатолий Чубайс председатель Правления УК «РОСНАНО» «Педаль газа — экономика, педаль тормоза — правоохранительная система. Мы сегодня ухитрились на обе педали нажать так, что кости трещат. У нас блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная политика, фантастические параметры, начиная от долга к ВВП и кончая уровнем инфляции. Результат… Ну, называя вещи своими именами, роста нет. Нажали на обе педали, так не поедем. Не поедем».

Чубайс не единственный, кто за два дня форума говорил об этих проблемах и о реформах, которые давно назрели, но их толком не провели. Правда, Анатолий Борисович оговорился: он не призывает к реформам, потому что реформы — это лишь перераспределение власти. Он предлагает призвать правоохранительную систему к ответу, спросить: «Дорогая система, что же ты делаешь?» Вот только сработает ли такая педаль «сцепления»?..

Зато «средний» реформатор, Греф, видит совсем иной путь. Технологии поменяли современный мир во всех сферах: управление, медицина, образование и так далее. Поэтому лучше вложить деньги туда, тем более что на нацпроекты их все равно не хватит, сделал вывод глава Сбербанка.

Герман ГрефГерман Греф президент Сбербанка «Национальные проекты не дадут искомого результата. Не до конца качественное их структурирование, раз. И из-за того, что там нет каких-то гигантских ресурсов, этот же самый объем ресурсов нужно направить на абсолютно другие вещи. Судьба нам сделала подарок. Технологии совершенно взорвали все сферы. Все деньги по национальным проектам нужно пустить на создание новой модели в каждой из этих сфер».

Грефу ответил министр финансов Антон Силуанов. Сказал, что нацпроекты — это лишь один из инструментов. Есть и другие, например защита прав собственности. И продолжил аналогию Чубайса. Согласился, что нужно отпустить педаль тормоза. Но даже если это сделать, то есть еще и ручник. Но на слова Грефа, что нет модели, вступился за свое правительство.

— Здесь было сказано о том, что у нас нет модели наших действий, нет модели прорыва. Ну как же так? Она есть. Есть цели, есть инструменты для этих целей. Есть ресурсы, есть план действий. Герман Оскарович говорит, что у нас несовершенны наши методы. Возможно. Давайте корректировать. Мы не говорим, что они высечены из камня и непоколебимы.

— В машине есть колеса, только она не едет...

— Нет, про машины — это тема Чубайса сегодня.

Что самое интересное, дискуссию сопровождали слайды с графиками. А по ним было видно, что российские компании держат в банках 28 трлн рублей, и большую часть на депозитах. Эти деньги не идут в экономику, бизнес не хочет в нее вкладывать.

Или другой слайд, который на примере десятилетий показывает: когда государство инвестирует громадные средства, то сначала экономика резко растет, а потом все равно падает. От этих картинок вообще впору «буйну голову повесить». Особенно с учетом цитаты Александра Второго, которую привел Герман Оскарович: «Россией управлять несложно, но все равно бесполезно».

Это был второй день московского форума. А в первый тоже спорили, и тоже сквозил пессимизм. Впрочем, Антон Силуанов, который и ответственен за экономический прорыв, сразу поставил диагноз: «Нам нравится, когда все говорят, что все плохо».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию