ФБК сообщил об обысках в своих офисах и у сотрудников более чем в 40 городах
Лента новостей
Глава «Агоры» Павел Чиков заявил, что следственные действия связаны с так называемым делом об отмывании миллиарда. Леонид Волков связал обыски с проектом «Умное голосование»
Обновлено в 13:35
В штабах и у сотрудников Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального более чем в 40 городах России с утра 12 сентября проходят обыски. Об этом сообщил глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков. По его словам, общее число утренних обысков приближается к двумстам.
Речь идет об офисах ФБК в Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Также полиция пришла к членам ассоциации «Голос», которые были наблюдателями на выборах 8 сентября. После обысков многих доставляют на допрос в региональные отделения Следственного комитета. В ФБК утверждают, что обыски проходят не только у сотрудников фонда, но и у их родных и у не связанных со штабами активистов.
Глава «Агоры» Павел Чиков опубликовал, как он выразился, шаблонное постановление судов об обыске по так называемому делу 3 августа — «об отмывании одного миллиарда». В ФБК считают, что обыски связаны с проектом «Умное голосование», говорит глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков.
— Причины заключаются в деятельности нашей политической организации, в проекте «Умное голосование». Обыски проходят в первую очередь не в штабах, а в квартирах координаторов и сотрудников. После того как обыскивают квартиры координаторов и сотрудников, обычно едут в штаб.
— Куда их сейчас увозят, под каким предлогом?
— Так называемое дело об отмывании, возбужденное по 174-й статье, которое идет еще с начала августа. Увозят в местные подразделения Следственного комитета, допрашивают в качестве свидетелей. Никто особо не скрывает того, что единственная цель всей этой истории — максимально обтрясти технику, украсть как можно больше компьютеров и телефонов. Ее изымают в качестве вещдоков.
— Постановление используется от 4 сентября, почему такая коллизия?
— Там есть постановление от 6-го, есть постановление от 19 августа, есть постановление от 4 сентября. Они их выписывают пачками, суммарно уже более 500 постановлений. Под самые выборы, очевидно, они не приходили, чтобы не злить дополнительно, а сразу после выборов пришли.
Уголовное дело об отмывании денег в ФБК было возбуждено 3 августа, в день очередной протестной акции в Москве. Первоначально Следственный комитет сообщал, что в деле фигурирует сумма около миллиарда рублей. По данным следствия, с января 2016-го по декабрь 2018 года лица, имеющие отношение к деятельности ФБК, включая сотрудников фонда, получили от третьих лиц крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте, которые заведомо для них были приобретены преступным путем. Но в постановлениях об обысках фигурирует другая сумма, говорят сотрудники ФБК: отмывание 75 миллионов рублей.
Своя версия о причинах массовых обысков — у директора Института прикладных политических исследований Григория Добромелова:
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Правоохранительные органы действуют по заранее выверенному плану. Здесь возможны только две причины, почему происходят массовые обыски здесь и сейчас. Либо потому, что надо лишний раз показать товарищам со стороны, что не надо вмешиваться во внутриполитические российские дела. Второй момент может быть в том, что надо лишний раз накрутить рейтинг господину Навальному. Для Навального любое давление со стороны власти — это только дополнительный пиар и возможность заняться дополнительным фандрайзингом. Никаких угроз и серьезных проблем это ему не создает, это ему дает только плюсы».
Об обысках сообщил непосредственно ФБК, никаких официальных подтверждений от правоохранительных органов на этот счет нет. Комментирует глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко:
— Если мы посмотрим на логику событий последних нескольких лет, есть достаточно жесткая линия на минимизацию оборота черных наличных средств, в том числе и в политике. За последние несколько лет у нас есть несколько уголовных приговоров в адрес высокопоставленных чиновников региональных администраций, в том числе и за использование черного нала в избирательных кампаниях партии власти. Поэтому было бы странно, если бы подобные жесткие меры применялись к партии власти, но не применялись к достаточно радикальной оппозиции. Сама деятельность штабов Навального, на мой взгляд, неизбежно была связана с финансовыми нарушениями. Естественно, выбранный момент связан с активной деятельностью по организации массовых протестов.
— А конкретно «Умное голосование»?
— Это же спорная история. Она где-то помогла оппозиционным кандидатам, где-то, наоборот, помогла выиграть представителям партии власти.
— Каковы перспективы этого дела, этих обысков?
— Я думаю, что здесь несколько составляющих. Первая — это доказательная база, вторая — это политическая воля и третья — это деятельность самого Навального и его команды. И плюс, наверное, все-таки общая внутриполитическая конъюнктура. Чем выше будет риск протестной активности, тем жестче будут действовать силовики.
Мнение политтехнолога Аббаса Галлямова:
Аббас Галлямов политтехнолог «Одно дело — возбуждение дела, это просто бумажная работа, она не вызывает таких эмоций, а когда начинаются обыски, да еще массово, это с точки зрения общественного мнения несколько другая история, гораздо более сильная. Не исключено, что власти поставили перед собой задачу вообще уничтожить организацию, то есть разгромить ее полностью. Теоретически могут это сделать, силовых ресурсов достаточно. «Умное голосование» показало, что власть может проиграть, даже если она не зарегистрировала ни одного из тех оппонентов, которых боится. Если Навальный будет продолжать действовать так же свободно, как он действовал до этого, то эта проблема повторится в следующем году в каких-нибудь регионах или, самое страшное, на думских выборах. В краткосрочной перспективе власти могут добиться успеха, они могут действительно разгромить организацию. На какое-то время они получат передышку».
Во вторник, 10 сентября, Волков сообщал об обысках в штабах Навального в Уфе, Самаре и Перми, а в выходные — в петербургском и московском отделениях ФБК. Адвокат Владимир Воронин, который оказывал юридическую помощь сотрудникам московского отделения фонда, заявлял РИА Новости, что следственные действия были связаны с уголовным делом о массовых беспорядках, которое было возбуждено после событий в Москве 27 июля.