«Дочка» «Ростеха» первой в мире потребовала от Boeing разорвать контракт на 35 лайнеров 737 MAX
Лента новостей
В российской компании заявили, что готовы к внесудебному урегулированию вопроса компенсации потерь из-за сдвига сроков поставок самолетов
Обновлено в 13:50
Дочерняя компания «Ростеха» стала первой в мире, кто готов разорвать контракт с Boeing из-за неисправности лайнеров 737 MAX, сообщает Financial Times.
Лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» требует от американской корпорации 115 млн долларов: в сумму входит внесенная по сделке предоплата 35 млн с процентами, а также компенсация в 75 млн за упущенную прибыль. «Дочка» «Ростеха» готова к внесудебному урегулированию спора MAX, сообщил ТАСС представитель российской корпорации.
Причиной иска стало то, что Boeing якобы намеренно скрыл информацию о дефектах системы стабилизации лайнеров, из-за которых произошли катастрофы в Индонезии и Эфиопии. В начале этого года мировые авиакомпании приостановили поставки самолетов, но «Авиакапитал-сервис» стала первой, кто готов разорвать контракт с поставщиком.
Американский суд может решить дело не в пользу «Авиакапитал-сервиса», так что сторонам и правда стоит договориться самостоятельно, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Возможно, претензии «Авиакапитал-сервиса» к Boeing справедливы. Вопрос в том, как к этому делу отнесется суд в США. Несомненно, «Авиакапитал-сервис» имеет право, все-таки это форс-мажор, требовать возвращения депозита, который был выплачен Boeing, но, что касается компенсации и всего остального, я думаю, здесь все в условиях контракта, мы их не знаем. Если они предусматривали какие-то штрафные санкции за недопоставку или непоставку своевременную этих самолетов, то, наверное, Boeing придется выплатить эти штрафные санкции контрагенту. Вполне может быть создан и прецедент, по пути которого последуют и другие заказчики самолетов Boeing, которые пострадали, а это уже очевидно, что пострадали. С самого начала я говорил, что потери Boeing будут исчисляться даже не десятками, а сотнями миллиардов долларов в перспективе. Уже сейчас мы видим по результатам прошедшего во Франции авиасалона, что все потенциальные заказчики ушли к европейскому конкуренту. Мне кажется, что в требовании может быть заявлена чрезмерная компенсация. Хотя «Авиакапитал-сервис» привлекал кредитные ресурсы под депозит, накапали какие-то проценты банкам. Возможно, с учетом всего этого и выставлена такая цена».
Принадлежащий «Ростеху» «Авиакапитал-сервис» занимается авиационным лизингом. Купленные часто за рубежом самолеты он дает в рассрочку крупным игрокам рынка: «Аэрофлоту», его «дочкам» «России» и «Победе», а также S7.
В иске говорится о «халатности Boeing», которая привела не только к «браку» в конструкции самолета, но и к двум авиакатастрофам через «сокрытие важной информации» от авиарегулятора и покупателей. Целью сокрытия было убедить заказчиков покупать самолеты с ограничениями летной годности, считает истец.
По словам представителя «Ростеха», компания ждет предложений от Boeing, и тогда они готовы сесть за стол переговоров. Ранее американская компания предлагала компенсацию, но «Ростех» отказался.
Boeing очень нужна эта сделка, считает управляющий партнер организации по защите прав авиапассажиров Андрей Лухин.
Андрей Лухин управляющий партнер организации по защите прав авиапассажиров «Компания Boeing терпит достаточно серьезные убытки, и, учитывая, что у них сегодня есть конкурент, это может быть для них фатально. У меня есть подозрения, что Boeing прекрасно понимает, что в суде, возможно, он потеряет больше, чем во время досудебного урегулирования, и поэтому согласится в итоге. Если я не ошибаюсь, один 737 MAX стоит около 80 млн, поэтому получается, что это сумма компенсации за полтора самолета. В любом случае это сумма серьезная, и даже такие большие компании, как Boeing, не особо захотят ее терять. А учитывая то, что, скорее всего, претензии к ним будут не от одной российской компании, а от многих компаний по всему миру, то можно предположить, что убытки у них будут очень серьезные. Насколько я знаю, это, по сути, единственная современная модель узкофюзеляжного самолета. У них был 737 NG, и сейчас на его смену пришел как раз 737 MAX. Из новых самолетов у них остается только 777, а на рынке узкофюзеляжных у них сейчас ничего нового нет. Конкурент в виде того же Airbus не отстает и, скорее всего, будет просто частично рынок на себя перетаскивать потихоньку».
Ранее несколько авиакомпаний планировали добиться от Boeing компенсации за простой судов: American Airlines — 350 млн долларов, Southwest Airlines — 200 млн долларов, Norwegian Air — примерно 60 млн долларов. Boeing уже выделил почти 5 млрд на эти выплаты, но этих денег может не хватить.
Первая катастрофа с 737 MAX 8 произошла осенью 2018 года в Индонезии, погибли 189 человек. Через полгода в Эфиопии потерпел крушение еще один самолет той же модели, жертвами стали 157 человек. Когда стало известно о технических причинах аварий, все мировые компании временно приостановили полеты этих судов.