Покрас Лампас: вид сверху
Лента новостей
Из работы художника «Супрематический крест» в Екатеринбурге уберут сам крест, вызвавший недовольство православных активистов
Организаторы фестиваля стрит-арта Stenograffia сообщили, что гигантского креста на площади в Екатеринбурге не будет. Решение было принято на встрече в администрации, где присутствовали организаторы фестиваля, глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко, местные жители и представители православного сообщества. «На площади креста не будет, в соответствии со всеми договоренностями, без потери эстетических качеств», — сообщается на странице фестиваля в соцсети «ВКонтакте».
Художник Покрас Лампас воспроизвел «Супрематический крест» Малевича размером почти семь тысяч квадратных метров на площади Первой Пятилетки в Екатеринбурге в июле. Коммунальщики — якобы по ошибке — частично закатали изображение в асфальт. Потом работу решили восстановить.
Однако после этого возникли некие «православные активисты». Как они заявили, их оскорбляет, что кто-то может попирать ногами крест, и вообще, Малевич был атеистом. При этом даже дошло до угроз физической расправой.
В случае со спорной работой речь идет о некой инсталляции, которая не видна с земли, а только с высоты птичьего полета. Поэтому оскорбиться кто-то мог, лишь засняв работу с дрона или с воздушного шара, или если бы ему об этом кто-то рассказал. Все это не может не вызывать тревогу, считает основатель аукциона современного искусства Vladey, арт-эксперт Владимир Овчаренко.
Владимир Овчаренко арт-эксперт, основатель аукциона современного искусства Vladey «Честно говоря, внушает опасения, потому что в сентябре в Екатеринбурге открывается международная биеннале. Покрас Лампас попал в какую-то политическую историю. Екатеринбург, мне кажется, сейчас стал таким местом столкновения каких-то разных идей, в том числе и связанных с православием, с религией. Покрас Лампас за последние годы становится все известнее и известнее, и теперь даже то, что мы с вами что-то комментируем, уже какой-то плюсик к его карьере».
Изначально «Покрас Лампас» был псевдонимом, настоящее имя художника — Арсений Пыженков. Но недавно он официально сменил его, получив документы на фамилию Лампас. Его работы, по сути, состоят из узоров, составленных из надписей на разных языках. Это очень сильно напоминает классическую арабскую каллиграфическую вязь, только в огромных размерах, и, насколько известно, арабские буквы автор не использует — только латиницу и кириллицу. Очень красиво и художественно насыщенно, но трудно назвать это настоящим искусством — скорее коммерческим дизайном, и тут работают свои законы, говорит директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Понятно, что все это выгодно даже больше организаторам фестиваля, псевдохудожникам и вообще всем тем, кто хочет прославиться на этом всем. Это известный прием, который любил применять Марат Гельман, и вот теперь организаторы фестиваля вокруг этого устроили большую историю, хотя на самом деле это коммерчески успешный проект. Честно сказать, просто словили хайп и теперь используют это просто как какой-то элемент игры. Общественность, власти Екатеринбурга, организаторы фестиваля, автор — все вместе они пытаются из этого собрать какую-то целую постоянную новостную повестку, хотя это выеденного яйца не стоит».
Свой стиль бывший Арсений Пыженков назвал «каллиграффити», объединив слова «каллиграфия» и «граффити». Особую известность Покрас Лампас получил после того, как появился в программе Юрия Дудя о героях «новой России», и после вечеринки, посвященной запуску мужского аромата от Yves Saint Laurent Beaute. Его клиенты — Lamborghini, Fendi, Pirelli, Nike, Reebok, Levi’s, «Мегафон», Absolut, Альфа-банк, Skoda, Mercedes, Red Bull и футбольный клуб «Локомотив».