ФНС может узнать о существовавших до 2016 года зарубежных активах россиян
Лента новостей
Речь о международном обмене информацией. По конвенции, российская налоговая может получать данные из других стран начиная с этого года. Но выясняется, что это далеко не так
Несколько лет назад Россия подписала Конвенцию о международном обмене налоговой информацией. Это значит, что страна может получать данные об активах россиян в других государствах и наоборот. Но есть важное ограничение. Согласно все той же конвенции, эта щекотливая информация должна быть не старше 1 января 2016 года. То есть, по идее, наша налоговая не может узнать, чем россияне занимались за рубежом до этого срока. И ФНС в своих письмах не раз об этом писала.
Но в тех же письмах было упомянуто, что если Россия и другие страны договорятся, то нам могут дать информацию, датированную раньше, чем 2016 год. И благодаря конвенции налоговики смогут узнать куда больше, чем кто-то мог думать изначально, говорит старший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал» Алексей Карпенко.
Алексей Карпенко старший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал» «Она подписана и ратифицирована 117 государствами, и любимые российские юрисдикции — Кипр, Швейцария, Мальта, Британские Виргинские острова — все там есть. Соответственно, вопрос, когда налоговые органы российские заключат соглашения с этими юрисдикциями и начнут запрашивать информацию ранее 1 января 2016 года, — это вопрос исключительно времени. Это очень плохая новость для тех, кто занимался налоговой оптимизацией в те годы».
Есть уже и прецедент. Он родом из города Иваново. Местный предприниматель в 2014-2015 годах через эстонский банк переводил прибыль на Кипр, а потом получал оттуда дивиденды. По пониженной ставке. Наша налоговая узнала об этом, спросив у Эстонии. И в суде доказала, что бизнесмен ей должен. Вместе с пени и штрафом — примерно 75 млн рублей.
Это только первая ласточка. И подобное может случиться со всеми, кто вовремя не успел амнистировать свои капиталы. Правда, амнистию продлили до марта следующего года, но успеть на этот поезд уже сложно. Говорит ведущий юрист юридической фирмы «Пепеляев групп» Петр Попов.
Петр Попов ведущий юрист юридической фирмы «Пепеляев групп» «Амнистия — это не какой-то волшебный инструмент, кнопка, на которую нажав, предприниматель автоматически освобождается от проблем. Это достаточно сложный механизм, который нужно подробно изучать для того, чтобы понять в конкретной ситуации, поможет он или нет. Самое главное — подать специальную декларацию в рамках амнистии обязательно нужно успеть до того, как к вам пришла проверка. Потому что если проверка уже пришла, какие-то факты налоговая инспекция уже успела выявить. В этой ситуации подавать специальную декларацию в рамках амнистии будет уже поздно. Здесь никакие гарантии, которые этой амнистией предусмотрены, уже не сработают».
Срок давности налоговых преступлений до десяти лет, так что у российских контролеров есть еще много времени, чтобы получить информацию о старых грехах и применить ее. Причем, если ФНС договорится с какой-то страной, то ей даже не нужно оформлять с ней письменное согласие. Более того, из старых писем ФНС известно, что она уже договорилась с некогда одним из самых популярных офшоров — Каймановыми островами.
Возможно, ФНС будет сложнее получить старые данные у тех, кто строже хранит тайны, например Швейцарии. Но нужно понимать одно. Обмен налоговой информацией между странами — процесс сравнительно молодой. И у многих возникло ощущение, что он коснется лишь недавних времен. Те, кто так думают, жестоко ошибаются.