Дорогая поездка. Пассажир «Яндекс.Такси» отсудила 750 тысяч за аварию
Лента новостей
На то, чтобы добиться компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб, уходят годы. Чем рискуют пассажиры такси и на какую сумму они могут рассчитывать?
Попавшая в аварию пассажирка «Яндекс.Такси» в Оренбургской области смогла отсудить компенсацию морального вреда в полмиллиона рублей и многотысячный «потребительский» штраф, пишет Legal.Report.
Она воспользовалась мобильным приложением «Яндекса» для вызова такси. Приехала машина с фирменной раскраской, стоимость поездки составила 179 рублей. Выполняя заказ, водитель не справился с управлением и врезался в дорожное ограждение, металлическая труба которого пробила машину насквозь.
Женщину доставили в больницу со сложным открытым переломом ноги, врачам пришлось делать операцию, устанавливать штифты. Суд признал «Яндекс.Такси» надлежащим ответчиком по делу и возложил ответственность за вред, причиненный пострадавшей.
Услуги такси в России за последние годы заметно подешевели, ими стали пользоваться десятки миллионов человек в год. Изменили рынок агрегаторы — приложения для вызова такси. Самые известные — «Яндекс.Такси», Uber и Gett. Многие пользователи, выбирая между приложениями, в первую очередь, ориентируются на цены и редко задумываются, кто будет отвечать перед пассажиром, если произойдет авария. У тех пассажиров, которые оказываются в неприятной ситуации, уходят годы на то, чтобы добиться компенсации за причиненный ущерб.
Пока самым громким стало дело москвички Елены Гращенковой. Летом 2016 года она приехала в Санкт-Петербург в командировку, вызвала «Яндекс.Такси» от Московского вокзала. Подъехал автомобиль, она устроилась на заднем сиденье. Как рассказывала Гращенкова Business FM, спустя минут пятнадцать водитель стал себя странно вести: стеклянными глазами смотрел куда-то перед собой, не крутил руль и не нажимал на педали. В итоге произошло ДТП. Автомобиль снес три препятствия: бордюрный камень, дерево и фонарный столб, вспоминает Елена Гращенкова:
«Я чудом выжила. Мне были нанесены тяжкие телесные повреждения. Вред здоровью, который был установлен судмедэкспертизой, оценивается как тяжкий. Потом я приступила к лечению и направила вопросы в ту компанию, где заказывала данную поездку, то есть в компанию «Яндекс.Такси». Из «Яндекс.Такси» мне пришел ответ о том, что услуги мне оказывали некие юридические лица, о которых я никогда ранее не слышала. Одна компания называется «Такси лайк», другая — «Такси тайм». «Яндекс.Такси» уведомил, что все свои претензии я могу направлять в эти компании. Те компании от ответственности, можно сказать, открестились: одна из них занимается тем, что сдает в аренду автомобили частным лицам, а другую компанию, какую-то диспетчерскую, мы даже не нашли. Когда наши люди поехали по адресу в «Такси лайк», то обнаружили там не таксопарк, а вещевой рынок. Руководствуясь здравым смыслом, я решила: если юридическое лицо от своего имени продает поездки людям, назначает цены, принимает водителей на работу, то, скорее всего, эта компания и есть организатор перевозок и несет ответственность перед пассажиром по закону «О защите прав потребителей». Поэтому я направила свой иск в компанию «Яндекс.Такси».
Этой весной Елена выиграла суд. Это стало прецедентом. Позиция «Яндекс.Такси» все это время строилась на том, что компания оказывает только информационные услуги, а не услуги перевозки. Суммарно страховая и агрегатор выплатили 800 тысяч рублей в качестве компенсации расходов на лечение, потери зарплаты, морального ущерба, частичных расходов на юриста. Еще 400 тысяч по решению суда должен выплатить водитель, но от него платежи не поступают.
Теперь суды все чаще встают на сторону пострадавших. К тому же есть постановление пленума Верховного суда, которое вышло сравнительно недавно, где указано, что в случае, если именно агрегатор обеспечивал перевозку пассажира, то он и отвечает, говорит адвокат Антон Меркушев.
Антон Меркушев адвокат «Судебная практика складывается таким образом, что пассажиры — и суды это признают — имеют право обращаться со своими требованиями к агрегатору, потому что агрегатор в данном случае обеспечивает перевозку пассажира из точки А в точку Б. Дело, которое я вел, пострадавшего при ДТП пассажира Дмитрия Добкина, не было рассмотрено до вынесения судебного решения первой инстанцией, потому что требования Добкина были удовлетворены во внесудебном порядке. Мы вели переговоры с представителями «Яндекс.Такси», и в результате этих переговоров заявленные требования были практически в полном и адекватном объеме удовлетворены. Основывались мы в своем исковом заявлении практически на тех же аргументах, на которых строила свою позицию и Елена Гращенкова: «Яндекс.Такси» как агрегатор обеспечил перевозку моего доверителя и должен отвечать за ущерб, который мой доверитель понес».
После этих громких дел агрегаторы стали страховать пассажиров. В объединенных «Яндекс.Такси» и Uber максимальная страховая выплата — 2 млн рублей. Но есть риск, что в случае серьезного ДТП крупную сумму придется еще и отстаивать.