«Благодаря командиру мы и выжили». Пассажир рассказала о жесткой посадке А321 у «Жуковского»
Лента новостей
По данным Росавиации, самолет «Уральских авиалиний» экстренно сел с убранными шасси после попадания птиц в оба двигателя
Обновлено в 14:24
Самолет А321 «Уральских авиалиний», на борту которого находились более 200 пассажиров, совершил жесткую посадку в поле у аэропорта «Жуковский» в Подмосковье. Лайнер, направлявшийся в Симферополь, сразу после взлета столкнулся со стаей чаек, сообщает Росавиация. Птицы попали в оба двигателя, что вызвало пожар.
Во время эвакуации пассажиров спускали по надувным трапам, кто-то выпрыгивал сам. При этом они получили травмы, в основном ушибы. Как сообщает ТАСС, пострадали 55 человек, в том числе 17 детей. Видео корреспондента Business FM Александры Сидоровой с места событий:
Пассажиров, которым не понадобилась госпитализация, отправили на автобусах в аэропорт «Жуковский». Там корреспондент Business FM Александра Сидорова пообщалась с пострадавшими. Одной из пассажиров, Карине, версия с птицами кажется маловероятной:
— Мы взлетели, тут же начался шум какой-то нездоровый, ненормальный, искры какие-то были у крыла снаружи. Женщина с противоположной стороны тоже это видела. В автобусе ехали, девушка сказала, что и крыло тоже отдавало искрами. Скорее всего, либо проводка, либо еще что-то. Мы взлетели, и стюардесса поняла, что что-то не то, только взяла она трубку, чтобы позвонить командиру, и тут же был удар. Мы все полетели вперед. Мы приземлились на поле, открылись эвакуационные люки, дым пошел, мы все начали выпрыгивать. Кто-то руку сломал, кто-то шею повредил. Я начала бежать к полю, потому что самолет мог загореться, дым шел. Я успела взять свой рюкзак с документами, багаж, естественно, нет. Все разбежались в разные стороны, потом по рупору стали собирать, объяснять, как выйти на дорогу. После этого мы больше часа ждали автобусы, несколько раз летали вертолеты, скорые приезжали. Предварительная версия того, что произошло, — якобы птица попала в двигатель. Но, видимо, она не только в один двигатель попала, но и в другой и еще куда-то. А по факту самолет только приземлился, нас туда загрузили и сразу же отправили, то есть его не проверяли. При взлете весь салон слышал шум.
— Есть информация, что попали чайки.
— Где здесь чайки в кукурузном поле? Тут вороны вокруг. И что, они в оба двигателя и в хвост попали?
— Как вы оцениваете действия экипажа?
— Молодцы. Девчонки тут же стали открывать выходы. Насчет командира корабля — слов нет. Он, видимо, понял, что что-то не то, и начал идти на посадку. Благодаря ему мы и выжили. Если бы он довел нас до асфальтированной дороги, а не до поля, мы бы все взорвались.
— Планируете сегодня лететь?
— Уже налетались. И, наверное, кроме «Аэрофлота», летать больше ничем не будем. Лучше переплатить, чем пережить такой шок.
Как передает из «Жуковского» корреспондент Business FM, пассажиров разместили в гостиничном комплексе аэропорта: никто из них не может забрать свой багаж, многие не успели взять даже ручную кладь.
Житель Крыма Степан Агапян уже покинул «Жуковский»: у него не было багажа. По его словам, пассажирам предлагают улететь на другом самолете из «Домодедово». Он сидел прямо над шасси и уверен, что самолет в целом был неисправным:
— Я сидел возле аварийной двери и первым убежал подальше, через 20 минут вернулся обратно. Паники не было, все было аккуратно, народ вел себя очень хорошо. Ждали долго, 40-55 минут.
— Кому-нибудь было плохо?
— Кто может плохо себя чувствовать? Все хорошо себя чувствуют, все радуются. Обнимались, целовались. Я сидел прямо над шасси, несколько раз он пытался шасси закрывать, по-моему, я не специалист, но много летал. Мне кажется, шасси не закрывалось, и повело машину. Это длилось минут пять. Ничего не загорелось, если кто-то говорит, что загорелось, — вранье! Я летел домой, сейчас поеду в аэропорт «Домодедово» и полечу. Багажа у меня не было.
У этого А321 «Уральских авиалиний» уже была одна авария, пишет екатеринбургский портал Е1. В 2013 году при заходе на посадку в Казани он задел хвостом курсовой маяк. Экипажу удалось посадить самолет, никто из пассажиров не пострадал, но сам лайнер тогда получил значительные повреждения. Сейчас борт не подлежит восстановлению, заявили в Росавиации. На месте аварийной посадки произошел разлив топлива, а значит, сильно поврежден фюзеляж.
Судя по карте, в полутора километрах от аэропорта расположен мусорный полигон, на котором может жить большое количество чаек. Кроме того, Mash опубликовал видео, на котором видно, что при взлете мимо крыла действительно пролетает стая чаек, после чего турбина начинает искриться.
Житель города Жуковского Артем рассказал, что в этом районе действительно много птиц, но это связано скорее с тем, что аэропорт находится практически в пойме Москвы-реки:
«Я не скажу, что в самом городе много птиц. Именно где аэропорт находится, где садился самолет, это деревня в сторону Раменского, там болотистая местность, и это нормально, что там много птиц. Само расположение аэропорта такое. Там и Москва-река рядом, и река Пехорка, и Быковка. В этом районе очень много птиц. Там порой можно застать какую-то хищную птицу, и, судя по размерам, это либо орел, либо сокол».
Во всех аэропортах работают орнитологические службы, которые намеренно отстреливают и пугают птиц, но это не всегда помогает, говорит заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.
Юрий Сытник заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» «Птицы всегда представляли опасность, и на заре авиации, и даже для развитой авиации. Они вокруг аэродрома очень часто, потому что прогревается полоса, они греются на этой полосе. Очень много свалок вокруг, там большое количество чаек, ворон собирается. Они представляют угрозу для авиации. Обычно аэропорты защищаются, записывают звуки хищных птиц, автоматные очереди, выстрелы для того, чтобы отпугивать. Борьба одинаковая во всем мире существует. Если кто-то что-то новое придумал, это сразу берется на вооружение любым аэропортом. Потому что аэропорты заинтересованы в безопасной эксплуатации. Но птицы очень умные, они быстро привыкают, и нужного эффекта борьба с ними не достигает. При попадании птиц в двигатели происходит большая беда. Двигатели загораются, отказывают. То, что сегодня произошло, — большое чудо. Уральский экипаж проявил настоящее летное мастерство, мужество, самообладание. Подвели самолет к полосе, загасили скорость, посадили без шасси, выключили системы кондиционирования, электропитание, питание двигателей, топливо отключили. Просто молодцы, умницы! Подарок к 18 августа нам всем, летчикам-ветеранам, замечательный, всей стране».
В момент вылета лайнера из «Жуковского» система отпугивания птиц в аэропорту, за которую отвечает Летно-исследовательский институт имени Громова, была в рабочем состоянии, сообщил ТАСС источник в институте. По словам собеседника агентства, рейс «Уральских авиалиний» в Симферополь в аэропорту «Жуковский» был в четверг первым. «Когда самолет шел на взлет, шумом двигателя он разогнал стаи птиц, которые в это время находились и на взлетно-посадочной полосе, и вдоль нее. При взлете они попали в двигатели», — сказал источник, отметив, что птицы — это известная проблема для аэропорта «Жуковский». В ЛИИ Громова официально заявили, что перед вылетом А321 были проведены все процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц.
Как сообщил ТАСС другой источник, «за территорией аэропорта расположена несанкционированная свалка, куда регулярно свозят мусор». «Она находится между границами аэропорта и Москвы-реки, там постоянно наблюдаются стаи птиц. Это приводит к тому, что в районе взлетно-посадочной полосы птицы кружат постоянно, в том числе и чайки. После прошедшего дождя стаи птиц скопились непосредственно в районе аэропорта», — отметил собеседник.
Минприроды уже потребовало провести проверку объектов ТКО в районе аэропорта. Во всем этом нужно разбираться, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Естественно, это авиапроисшествие будет разбираться, расследоваться. Будут установлены причины, поскольку и корпус самолета цел, и «черные ящики» уже под рукой. Поэтому наверняка это будет весьма оперативно. Потом уже можно будет судить. Если вы спрашиваете, хорошо ли это — несанкционированная свалка, это плохо, и вы знаете, что с несанкционированными свалками ведется непримиримая борьба».
Самолет начал резко снижать высоту через считаные секунды после взлета, говорят очевидцы. Airbus провел в воздухе всего минуту, затем метка с радаров пропала, сообщил «Интерфаксу» информированный источник.
Согласно электронному табло аэропорта «Жуковский», рейс Москва — Симферополь вылетел в 06:10, и уже через десять минут в интернете появилось первое видео с места аварии. В 06:50 появились фото, на которых видно, что люди идут через поле кукурузы и выходят на дорогу, где стоят машины скорой помощи и автобусы.
Airbus A321 Уральских авиалиний экстренно сел в поле после выхода из строя обоих двигателей в результате попадания птиц.
— Гагарин (@GagarinRocket) August 15, 2019
Видео эвакуации из самолета: pic.twitter.com/Pcf5FxG4lC
Airbus сел в Раменском районе недалеко от деревни Рыбаки. Самолет удалось посадить на брюхо, без шасси, прямо на кукурузное поле на расстоянии более километра от взлетно-посадочной полосы. Пилот принял решение сажать лайнер без попытки вернуться в аэропорт.
Кукурузное поле, вспаханная борозда и самолёт.
— baza (@bazabazon) August 15, 2019
Панорамное видео с коптера. pic.twitter.com/pt7GYk5rpS
Пассажирка Светлана Бабина летела с детьми в отпуск и во время эвакуации получила травму. По ее словам, большинство людей сами эвакуировались с места аварии.
— Я с трехлетним ребенком. Мой старший сын, ему 11 лет, помогал мне ловить ее внизу, потом мы бежали в кукурузное поле. Потом кричала стюардесса: «Отбегайте как можно дальше, что-то дымится».
— Вы видели момент попадания чаек при взлете?
— Нет, конечно. Потому что это было еще на таком низком уровне. Звук начался, мне кажется, когда мы еще даже оторваться от земли не успели. Это в момент самого мощного набора скорости случилось, что-то произошло — мы все подумали, что в яму попали. У меня растяжение шеи, потому что я не успела сгруппироваться, ребенка держала. Надо отдать должное пилоту, потому что посадил он в такой ситуации максимально мягко. Там, конечно, паника была. Дети кричали, испугались. Мы еще сидели впереди, у нас пятый ряд был, и мы достаточно быстро выбрались. Мы шли долго-долго по чернозему до дороги, пытались сориентироваться, в каком направлении идти, потому что там ничего не видно из-за кукурузы. Потом посидели немного на обочине. Первыми приехали пожарные, потом уже скорые. Минут пятнадцать мы сидели. Никакой помощи там нам не оказывали, мы просто друг другу помогали, экипаж с нами по полю не шел. Момент посадки — это жесткий удар. Самолет не резко пошел вниз. Мы видели поле, мы поняли, что приближаемся, мы начали группироваться, я начала максимально детей прижимать. За несколько секунд мы понимали, что мы падаем. Пилоту нужно отдать должное, потому что в кукурузном поле, наверное, не каждый день самолеты сажают. Он выходил после всего, мы ему аплодировали, жали руки, говорили спасибо. Нам сказали, пока Следственный комитет не осмотрит все, не опишет, чемоданы нам не вернут.
МЧС сообщает, что пожара на борту не было, горел один двигатель, пожар потушен: спасатели и скорые подъехали сразу после аварийной посадки. Экипаж оперативно эвакуировал пассажиров по надувным трапам.
Телеграм-канал Mash опубликовал видео, на котором пилот Дамир Юсупов руководит первичной эвакуацией пассажиров.
Второй пилот Георгий Мурзин рассказал телеканалу «Рен ТВ» о моменте посадки. «После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох», — сообщил он.
Георгию Мурзину 23 года. На работу его приняли в 2018 году, его общий налет составляет 600 часов, сообщили «Уральские авиалинии». Командир самолета Дамир Юсупов имеет налет более трех тысяч часов. «МК» пишет, что раньше он работал юристом. Его бывшие коллеги рассказали, что он надежный и честный человек и его всегда отличали терпение и собранность. Хорошо о Юсупове отзываются и его наставники по летному делу, называют «ограненным бриллиантом».
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в своем Instagram отметил, что пилот Юсупов — екатеринбуржец, и назвал экипаж уральской авиакомпании героями, которые проявили фантастическое мастерство и выдержку.
Пассажиры на личных страницах в соцсетях также благодарят пилотов за еще один день рождения. Mash публикует видео: пассажиры уже после эвакуации благодарят экипаж, а стюардессы не могут сдержать слез.
Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что такие инциденты со стаями птиц случаются крайне редко, «может, раз в 50 лет», и что экипаж сработал слаженно и выполнил все по инструкции.
Общественная палата России предложит наградить экипаж и снять о них фильм, сообщил РИА Новости глава комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. «Идеи две: представить экипаж к государственным наградам и предложить Минкульту в следующем году выделить деньги на съемки художественного фильма об этом», — сказал Малькевич. В Кремле готовы подписать указ о награждении пилотов, сообщил журналистам Дмитрий Песков.
Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов. Аэропорт «Жуковский» работает штатно, задержек рейсов нет.
А312 совершил аварийную посадку. Фотогалерея BFM.ru: