Элла Памфилова решила объясниться. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Глава ЦИК 14 августа собиралась провести расширенное заседание, на которое пригласила журналистов. Но Центризбирком отложил заседание научно-экспертного совета
Обновлено в 14:08
Глава Центризбиркома Элла Памфилова 14 августа собиралась провести расширенное заседание ЦИК, на которое пригласила журналистов, обещая ответить на все вопросы. Однако ЦИК отложил заседание научно-экспертного совета. Глава Центризбиркома извинилась и сказала, что собрание пройдет в следующий раз. По ее словам, откликнулось слишком мало экспертов и журналистов. ЦИК еще не закончил рассмотрение жалоб всех незарегистрированных кандидатов, однако наиболее известным оппозиционерам было отказано. На прошлой неделе Памфилова сама вела заседание рабочей группы, на котором проходило такое рассмотрение.
Элла Памфилова анонсировала нынешнее заседание ЦИК еще до протестной акции на проспекте Сахарова в Москве, которая собрала, по разным оценкам, до 60 тысяч участников. То есть это не спонтанная реакция на неожиданно для многих многолюдный протест, и собирается заседание не для совершения электоральных революций, а для того, чтобы по возможности утихомирить страсти.
Элла Памфилова хочет объяснить свою позицию так, чтобы это выглядело более убедительно, чем на прошлой неделе, когда она эмоционально препиралась в ходе трансляции на YouTube с незарегистрированным кандидатом Любовью Соболь. Глава ЦИК хочет, чтобы в правомерность ее действий поверили не только она сама, но и более широкая публика. В конце концов, Памфилова приходила в свое время на руководство ЦИК под негласным лозунгом «Я не Чуров, я другая», и в ряде непростых эпизодов ей удалось это показать.
Однако снятие с дистанции оппозиционных кандидатов в Мосгордуму показалось многим столь топорно исполненным, что требует от Памфиловой более пространных аргументов, чем проштамповка отказов ведущим оппозиционерам на основании неправильных подписей. Да еще в условиях, когда большая часть публики не верит в то, что у провластных кандидатов все подписи безукоризненно оформлены, если они их вообще собирали.
Во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы об отношении Кремля к протестам, избегал однозначных оценок и давал понять, что вопрос, скажем, переноса выборов в Мосгордуму — это не прерогатива Кремля, а как раз ЦИК. Но надо все же отдавать себе отчет в том, что такой вопрос не в политической компетенции Памфиловой, хотя формально в ее компетенции юридической.
Накануне она сама обозначила те красные флажки, за которые она заходить не будет. Хотя, может, и хотела бы. Отвечая заочно Илье Яшину, который обратился к ней из арестантской камеры относительно возможности переноса выборов в Мосгордуму, она в интервью Business FM допустила, что ЦИК может рассмотреть этот вопрос, но только если будут веские причины.
До сих пор отмена выборов случилась до голосования лишь один раз — в 2016 году в подмосковной Барвихе, когда там обнаружились массовые нарушения в ходе досрочного голосования. Но Барвиха, как известно, не Москва. Также пока не похоже, что ЦИК пересмотрит теперь свое же решение об отказе тем, кому уже было отказано окончательно. Тому же Яшину. Хотя нельзя исключать, что пару-тройку отказников из числа не самых больших смутьянов все же зарегистрируют. Но это, кажется, заранее и допускалось сценарием.
Зато Памфилова во время встречи с кандидатами в депутаты Мосгордумы от КПРФ допустила возможность отставки главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова. «Я не могу прямым указанием его снять. Мы можем выразить недоверие… Если мои коллеги по ЦИК меня поддержат… Это назрело», — заявила она, напомнив, что полтора года назад она уже обращалась к мэру Москвы Сергею Собянину: мол, человек сидит на своем посту уже 26 лет и пора его менять. Она также возложила на Горбунова ответственность за «то, что мы сейчас расхлебываем», как она выразилась, добавив, что «в один момент была на пустом месте создана проблема, которая сейчас бьет по стране».
Создается впечатление, что главные претензии к Горбунову состоят в том, в какой форме Мосгоризбирком оформил отказ в регистрации оппозиционерам и как публично аргументировал такую позицию, а все же не сам факт отказа. Созданная ситуация и вынуждает теперь Эллу Александровну отдуваться за то, что не было сделано тихо и аккуратно, без шума и пыли. Если перефразировать известное выражение, оппозиционерам отказано было правильно, но сделано это было без уважения. Теперь в знак уважения можно принести в жертву голову исполнителя и добавить при этом: все, что могу, все, что могу…
С другой стороны, логика, согласно которой главе Мосгоризбиркома выражают недоверие, но тому, что там было понаделано, вроде как доверяют, хромает на все ноги. Но с такой логикой придется пожить, видимо, до следующего политического обострения.