Нужна ли России четырехдневная рабочая неделя?
Лента новостей
Ранее подобную идею высказал премьер Дмитрий Медведев, Федерация независимых профсоюзов России тоже за. Как инициативу оценивают представители бизнеса и нужно ли это вообще?
Опять речь зашла о четырехдневной рабочей неделе: на этот раз ввести ее предложила Федерация независимых профсоюзов России. Ранее о сокращении в будущем высказывался Дмитрий Медведев. В Минтруда сообщили, что получили предложение федерации, и отметили, что закон не запрещает работодателям самим вводить четырехдневку. Вот только нужна ли она?
В релизе Федерации независимых профсоюзов немного странное обоснование. В странах, где работают меньше, чем у нас, высокий уровень социально-экономического развития. Но, может быть, правильнее сказать, что они сначала достигли этого уровня, а потом уже сократили рабочее время?
Да и это не совсем так. В той же Франции, где 35 часов в неделю, люди трудятся обычные 8 часов в день, то есть перерабатывают, за что положены либо сверхурочные, либо отгулы, притом что праздников у них не так уж много. И нет таких затяжных, как у нас.
В России рабочая неделя — 40 часов. Но это максималка, можно работать и меньше, кто как договорится. Но, допустим, мы введем, как советует ФНПР, обязательную четырехдневку. Значит, придется либо работать больше часов в день, либо столько же, но получать меньше. Инициативу комментирует председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Ирина Доброхотова председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» «И так за два дня идет перерасслабление, восстановление сотрудников, они с удовольствием выходят на работу. Надо серьезно подумать с этими заявлениями, прежде чем предлагать такое. А увеличивать штат за счет того, что у нас появятся дырки в связи с выходными сотрудников, которые действуют, мы не готовы. А сотрудники не готовы терять те деньги, которые они получают».
Четырехдневку у нас предлагают ввести не первый раз, и до сих пор всегда отказывались. Элементарно: придется увеличить количество рабочих мест. Возрастут расходы на оплату труда, подорожает продукция, инфляция подскочит, а вот экономика — нет. Экспорт тоже нет, потому что конкуренцию проиграем.
А если не нанимать новых сотрудников, но увеличить рабочий день? Какой толк от человека, если он на четвертый день работы уже без сил? Пусть тогда работает как раньше, но качественнее. И мы возвращаемся к тому, с чего начали. Сначала увеличить производительность труда, как в западных странах, а уж потом думать о сокращении рабочего времени.
И почему бы не оставить это на усмотрение сотрудников и работодателей? Ситуацию комментирует член совета Московского отделения «Опоры России» и президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов.
Дмитрий Несветов член совета Московского отделения «Опоры России», президент группы компаний «Диана»«Вводить всякие абсолютно искусственные социальные меры, чтобы создать видимость некой заботы о труде, который нещадно эксплуатирует капитал, мне кажется, совершенно неуместно. В государственном секторе они могут делать с занятостью все что хотят. А вот что касается частного бизнеса, ну хотя бы эту часть вопросов, эту часть темы с точки зрения установления правоотношений, условий занятости своих работников пусть они оставят в покое».
Недавно был опрос ВЦИОМ, и граждане высказались против сокращения пятидневки. Потому что не питают иллюзий и знают, что вместе с рабочим временем уменьшится и зарплата. Правда, почти половина опрошенных считают, что четерыхдневка хорошо отразится на здоровье. Спорный вопрос с учетом того, что, когда у нас удлиняются праздники, увеличивается и потребление горячительного. Продолжает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Вадим Дробиз директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Никакой тут здоровый образ жизни людей не перетянет. Это не значит, что, если дать людям дополнительно один выходной, они все возьмут, так сказать, наденут гетры, кроссовки и побегут куда-то. Или там шведской ходьбой займутся, или еще какой-нибудь активностью. В любом случае рост выходных увеличивает потребление алкоголя».
ФНПР, как пишет сама федерация, следует за Дмитрием Медведевым. Он недавно тоже говорил о четырехдневной неделе. Но и то оговорился, что за этим будущее. Что же касается настоящего… Вот недавняя вакансия на «Хедхантере» по запросу ФНПР. В среднем 36 часов в неделю. Но график работы — неделя по шесть часов, неделя по семь часов, две рабочие субботы в месяц по семь часов. И только воскресенье — священный выходной. Это вакансия поликлиники ФНПР, которой требуется врач-психотерапевт.