Gett предупредил о перспективе 20-процентного роста цен на такси
Лента новостей
По мнению Максима Жаворонкова, к таким последствиям приведет покупка «Яндекс.Такси» активов группы «Везет». Действительно ли подорожает извоз и на сколько?
Компания MLU B.V., более известная как «Яндекс.Такси», анонсировала соглашение с группой компаний «Везет» в середине июля. В пресс-релизе говорилось, что «дочка» IT-гиганта приобретает «программное обеспечение и кол-центры» группы, хотя, учитывая, что сервис представляет собой приложение, сделку вполне можно назвать полноценным поглощением.
Функционально для клиентов «Везет» и Rutaxi ничего не изменится — они смогут пользоваться теми же приложениями и номерами для заказа такси. Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу «Яндекс.Такси».
А вот с точки зрения цен ситуация может измениться довольно серьезно. По данным правительства Москвы, доля «Яндекс.Такси» и Uber на столичном рынке агрегаторов уже составляет почти 70%, а с добавлением региональной мощи «Везет» можно говорить о существенной монополизации рынка, заявил Business FM директор Gett в России Максим Жаворонков.
Максим Жаворонков директор Gett в России «Очень сложно будет вести диалог про цены с монополистами. Рыночного механизма регулирования не будет. Это будет сродни установлению тарифов на коммунальные платежи, например. Нам их устанавливают, и мы не понимаем, хорошо это или плохо. Или цены на железнодорожные билеты иногда устанавливаются, мы не понимаем, хорошо это или плохо, высоко это или низко. Никто с нами об этом не разговаривает, мы не понимаем, можно ли ниже. Если сейчас есть на рынке несколько игроков, которые друг на друга смотрят и смотрят на реакцию рынка по установлению тарификации, то этого не будет потом».
По оценкам российского подразделения Gett, рост цен на поездки в результате де-факто поглощения может достигнуть 20%, а то и 30%. Кроме того, последствием предполагаемой монополизации может стать снижение качества услуг, потому что гигант сможет пренебрегать мнением клиентов — не со зла, а из-за ослабления рыночных механизмов.
В компании «Яндекс» на запрос отреагировали столь же оперативно, сколь и лаконично: «В связи со сделкой мы не планируем менять цены и повышать комиссию». В том, что опасения российского Gett обоснованны, сомневается руководитель Центра компетенции общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус.
Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции общественного института развития такси МЕФТ «Когда два года назад ФАС проводила исследование рынка при слиянии «Яндекса» и Uber, то она определила, что «Яндекс», Uber и «Везет» занимают 80% этого рынка, который, как считает ФАС, и составляет отдельный рынок. А если считать, как оно есть на самом деле, то агрегаторы даже в совокупности не занимают треть этого рынка, поскольку московский рынок, рынок миллионников несравним. Для сравнения я могу сказать, что в Москве почти миллион заказов в сутки, по всей остальной России — порядка 27 млн заказов в сутки».
Директор Gett в России Максим Жаворонков озвучил свои опасения о монополизации рынка на двухдневном Международном евразийском форуме «Такси», который завершился в эту пятницу в Москве. Сделку «Яндекс.Такси» и группы «Везет» должна будет утвердить Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве заявили ТАСС, что решение будет принято в сентябре — после завершения анализа рынка такси.