Дешевые лекарства «вымываются» из ассортимента аптек
Лента новостей
Впервые за последние три года в российских аптеках упали продажи препаратов стоимостью до 500 рублей. При этом продажи дорогостоящих медикаментов выросли. В чем причина?
В первом полугодии 2019 года в аптеках росли продажи только дорогих лекарств, следует из отчета DSM Group, на который ссылается «Коммерсантъ». Доля недорогих лекарств в структуре аптечных продаж пока еще высока. К примеру, почти 40% всех продаваемых препаратов стоят меньше 50 рублей. При этом продажи дешевых медикаментов уменьшились на 3-7%.
Фармпроизводители говорят, что виной тому инфляция. Однако препараты, относящиеся к группе жизненно необходимых, инфляции не подвержены. Цены на них, как оптовые, так и розничные, регулируются государством и не меняются в течение года. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов считает, что причиной такой статистики могут быть как инфляция, так и регулирование цен.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Тот регламент ценового регулирования и ограничения цен, который действует у нас в стране, приводит к тому, что ценовой ассортимент нижней группы вымывается по той простой причине, что для реализации он никому из участников системы обращения лекарственных препаратов не интересен. Инфляция, безусловно, здесь сказывается: препараты просто дорожают, и препарат, который относился к группе «до 500 рублей», он в какой-то момент времени попадает просто в следующую ценовую категорию. Уже «выше 500».
При этом растет себестоимость производства медикаментов. Сейчас в России активно внедряется система маркировки лекарственных препаратов, и затраты на установку соответствующего оборудования, обучение персонала и так далее производители закладывают в стоимость, что и толкает цены вверх, сужая перечень недорогих лекарств.
Еще одна причина падения продаж дешевых препаратов — так называемые маркетинговые контракты, которые заключаются между аптеками и фармкомпаниями. Суть их в том, что аптеки в первую очередь предлагают покупателям дорогие лекарства, имея с этого определенный бонус. Причем эта практика пришла в аптеки из продуктового ретейла, говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина.
Елена Неволина исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» «Здесь, на мой взгляд, лежит вина как на аптеке, которая требует заключения такого контракта, так и того производителя, который готов платить за продвижение именно своего препарата. И вместо того чтобы обучать аптечных работников правильному консультированию, почему их препарат такой замечательный для потребителя, они предпочитают заплатить аптеке за первоочередное предложение конкретного препарата. Получается так, что наш потребитель не выигрывает от этих маркетинговых контрактов».
Чем дороже лекарство, тем выше бонус, и нетрудно догадаться, что продвижения дешевых препаратов либо нет вообще, либо оно незначительно. По словам экспертов, именно маркетинговые контракты являются основным источником дохода аптек. Порог таких бонусов не определен, и в Госдуме задумались об ограничении премий от производителей. Однако эта идея может иметь побочный эффект: аптеки просто увеличат наценку на лекарства, и в итоге проиграет потребитель.
Стоит еще учесть, что часто в продвижении тех или иных препаратов задействованы врачи. Но здесь проконтролировать, делается назначение дорогого лекарства для пользы пациента или для получения бонуса, очень трудно. Выбор в пользу высокой цены иногда делает сам пациент, убежденный, что чем дороже, тем лучше. Но это и понятно: дешевые аналоги часто уступают по эффективности дорогим оригиналам, поэтому люди не экономят.