Если нет отделений, то нельзя блокировать онлайн-банкинг
Лента новостей
Суд вынес важное для малого бизнеса решение: речь идет о старой проблеме, связанной с блокировкой счетов предпринимателей. Но на этот раз с новыми штрихами
Евгений Шевченко — директор торговой компании ООО «Самторг». Расчетный счет у нее в банке «Точка». Это онлайн-банк, без отделений, все операции дистанционные. Недавно банк попросил предоставить документы по контрагентам. Компания предоставила. Но «Точка» все равно в обслуживании отказала. Тогда бизнесмены пошли в суд. Дошли до арбитража Уральского округа. И выиграли. Евгений Шевченко сейчас вспоминает, как шло общение с банком.
Евгений Шевченко директор торговой компании ООО «Самторг» «Я слышал, что у многих такие проблемы возникают постоянно. У кого там небольшие суммы, ну, как-то решают, какие-то комиссии берут. А у нас в тот момент была довольно крупная, около 2 млн рублей. Для нас это почти двухмесячная выручка. Для нас это очень много. А они нам говорят: вы отправляйте деньги обратно поставщикам и закрывайте счет. Ну как отправить поставщикам, когда товар им отгружен, они нам оплатили, мы им что, вернем деньги, а товар с них обратно? Ну, ситуация какая-то глупая. Решили судиться».
Историй, когда банки блокируют счета предпринимателей по «антиотмывочному» закону, масса. Но здесь отдельный штрих. Небольшие компании любят обслуживаться в банках без офисов. Это дешево, просто и удобно. Все опции в приложении, не надо никуда ходить, с менеджером можно общаться в чате. Но когда такой компании блокируют интернет-обслуживание — работа парализована. Поэтому суд вынес важное для бизнеса решение. В вердикте сказано, что если банк не может обслужить клиента в отделении, то он не должен блокировать онлайн-банкинг. И, возможно, другие суды будут это учитывать. Хотя не факт, что это будут учитывать сами банки. Они страхуются, за нарушение федерального закона их могут сурово наказать вплоть до отзыва лицензии.
А вот история Сергей Масовца, он владелец транспортной компании. Тоже был счет в банке, у которого нет отделений. Дальше все под копирку. Попросили документы, компания предоставила, банк отказал в обслуживании. А потом предложил добровольно закрыть счет. И когда Сергей Масовец это сделал и начал разбираться дальше, то банк ему об этом напомнил.
— Самое что интересное, когда мы запросили письмо, ответ был такой, что, ребята, какие к нам вопросы, это же вы попросили у нас вам закрыть расчетный счет.
— Вам заблокировали и интернет-банкинг, и расчетный счет?
— Да. Нам разрешили пользоваться нашими денежными средствами в размере 50 тысяч рублей в месяц. Ни в день, ни в неделю, а в месяц.
Для понимания. Это хоть и небольшая компания, но ей в неделю требуется примерно полмиллиона оборотных средств. А на расчетном счете тоже было 2 млн рублей. Причем деньги от заказчиков продолжали поступать, сумма увеличилась вдвое, но пользоваться деньгами банк запретил. И бизнесмен тоже собирается судиться.
Бывает и по-другому. Нам в рубрику «Бизнес говорит» пришло письмо от предпринимателя, клиента крупного банка, у которого много обычных отделений. Ему тоже заблокировали интернет-банк. Теперь приходится ходить в офис с бумажными документами, и это дороже. Цитата из письма:
Причем нередко бывает, что все происходит через считанные недели после открытия счета. За это время предприниматель вряд ли успеет что-то нарушить. Если, конечно, это честный бизнесмен. Но те, кто действительно отмывают деньги через подставные фирмы, потом на банки не жалуются и имен своих не называют. За короткое время предприниматель не успевает принести банку хорошую прибыль. А вот когда ему добровольно-принудительно приходится закрыть счет, то берут комиссию в 15%. От 2 млн это 300 тысяч.
И еще один, заключительный штрих. Банки обычно не полностью блокируют счет. Они разрешают платить налоги и не ограничивают в суммах. И на том, как говорится, спасибо.