Дурной транзит может стать заразительным. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Это дает плохую подсказку всем постсоветским правителям, например тому же Лукашенко, о том, что надо сидеть во власти пожизненно и не отдавать ее мирно никому», — считает политолог
Бывший президент Киргизии Алмазбек Атамбаев арестован. Спецназ со второй попытки взял штурмом его дом. Действующий президент страны Сооронбай Жээнбеков заявил, что бывший глава государства грубо «попрал конституцию и законы Кыргызской Республики, оказав жесткое вооруженное сопротивление проведению следственных мероприятий в рамках закона».
Атамбаев обвиняется в целом ряде преступлений, в июне парламент страны снял с него неприкосновенность. В столицу страны Бишкек стягиваются сотни сторонников бывшего президента, который перед своим арестом выступил с призывом к бессрочному митингу. Власти разгоняют протестующих. Между тем сегодня в другом городе, Чолпон-Ате, проходит заседание Евразийского межправительственного совета, куда накануне прибыл российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Также участвуют главы правительств Армении, Белоруссии, Казахстана и самой Киргизии. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что происходящее — внутреннее дело Киргизии, но в Москве следят за событиями. Как дальше могут развиваться события?
Атамбаев руководил страной с 2011-го по 2017 год и стал единственным всенародно избранным президентом, который, отказавшись баллотироваться на новый срок, добровольно передал власть после выборов новому главе государства Сооронбаю Жээнбекову, своему давнему соратнику. Обосновав это тем, что хочет больше времени проводить с семьей, сочинять песни и исполнять их под гитару. Однако вскоре преемника стало сильно раздражать, что бывший глава государства вместо того, чтобы только петь под гитару, стал давать публичные оценки его работы и такие же публичные советы. Год назад политики окончательно рассорились, были возбуждены уголовные дела против сторонников Атамбаева по обвинениям в коррупции, уголовное дело заведено и против него самого. Мирного транзита власти в среднеазиатской стране не получилось, а получилась типичная азиатчина.
Ситуация осложняется еще и тем, что Киргизия — типичное «трайбалистское» государство, где многое определяет традиционное клановое соперничество севера и юга страны. Атамбаев — представитель севера, а действующий президент — юга. Преследование бывшего главы государства может возыметь далекоидущие последствия, из которых просто массовые беспорядки — еще далеко не самый худший вариант.
В конце июля Атамбаев приезжал в Москву, где был принят Владимиром Путиным. В Москве побывал и Сооронбай Жээнбеков. Как заметил после встречи с экс-главой Киргизии российский лидер, страна уже пережила несколько потрясений, и на этом нужно остановиться. Он также призвал сплотиться вокруг действующего президента. Однако Атамбаев сплачиваться не захотел, а пошел на обострение. На обострение пошел и Жээнбеков. Все это свидетельствует о том, что ответственность политического класса среднеазиатской страны, мягко говоря, невысока.
Каким могло быть в таких условиях поведение России? Являются ли дежурные фразы о том, что все это, мол, внутреннее дело страны, в полной мере адекватными? Ведь речь идет о союзном государстве — члене ОДКБ и Евразийского экономического союза, где сильно запахло гражданской войной. Кстати, Киргизия в этом году председательствует в ОДКБ. В России пребывают в качестве гастарбайтеров сотни тысяч ее граждан. И нашей стране, наверное, небезразлично, прибывают ли эти люди из относительно стабильной республики или же из страны, охваченной массовыми беспорядками. Граждане Киргизии пользуются определенными преимуществами: на них не нужно оформлять разрешение на привлечение в качестве иностранных работников, они вправе работать на всей территории России без получения патента.
Помимо этого рычага у Москвы есть и немало других средств воздействия на Бишкек — как политических, так и экономических. Их можно было бы задействовать, с тем чтобы осуществить то, что можно назвать «политическим арбитражем», и попытаться принудить противоборствующие силы к компромиссу, к общенациональному диалогу. Который Москва могла бы курировать, поскольку это и в ее интересах, и в интересах ОДКБ и Евразийского союза в целом, чтобы в Киргизии, которая уже пережила пару «цветных революций», воцарились стабильность и порядок. Похоже, что этого сделано не было. И теперь, скорее всего, вмешиваться придется все равно, но уже на той стадии, когда дестабилизация зайдет достаточно далеко.
От способности России осуществлять подобный политический арбитраж, не оставаясь безразличной к тому, что происходит на пространстве, которое можно откровенно назвать «сферой жизненных интересов России», зависит слишком многое. И, наверное, не стоит даже делать вид, что нас это не касается. К тому же «киргизский кейс» является довольно дурным примером политического транзита на постсоветском пространстве. И безучастное отношение Москвы к тому, как по откровенно политическим мотивам преследуют бывшего лояльного ей главу государства, может подорвать уверенность наших соседей на постсоветском пространстве в том, что Россия способна выступать гарантом мирной передачи власти. Это дает дурную подсказку всем постсоветским правителям, например тому же Лукашенко, о том, что надо сидеть во власти пожизненно и не отдавать ее мирно никому.