Как «Яндекс.Такси» будет проверять водителей на усталость?
Лента новостей
Новая технология мониторинга усталости таксистов будет тестироваться на нескольких тысячах автомобилей. В компании надеются, что в будущем систему можно будет использовать для водителей большегрузов и маршруток
«Яндекс.Такси» разработало систему, которая может определять состояние водителей и в случае их переработки блокировать доступ к заказам. Тестироваться технология будет на нескольких тысячах автомобилей, заказанных через приложения «Яндекс.Такси» и Uber.
О том, как это будет работать, рассказала представитель «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.
Наталья Рожкова представитель «Яндекс.Такси» «Полное название устройства — Yandex Signal Q1. Это камера, которая анализирует уровень внимания водителя на дороге с помощью технологии компьютерного зрения. Устройство устанавливается в салоне автомобиля, оно помогает снизить уровень аварийности из-за усталости водителей. Сама камера не больше смартфона или видеорегистратора, она работает в режиме реального времени и отслеживает 68 точек на лице водителя, чтобы мониторить направление его взгляда, поворот головы, частоту и длительность моргания. В том случае, если водитель отвлекается от дороги, а алгоритм обнаруживает признаки усталости, камера подает специальный предупреждающий сигнал. Первые успешные испытания этой камеры мы провели, установив такие устройства в машины водителей — партнеров сервиса. Теперь в наших дальнейших планах связать устройство с таксометром, это приложение для водителей, и ограничивать доступ к заказам тем таксистам, которые невнимательны или не сконцентрированы на дороге».
По словам представителя «Яндекс.Такси», в будущем систему распознавания усталости можно использовать для водителей большегрузов, маршруток и каршеринга.
Насколько такая система нужна такси? Комментирует председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член Общественного совета Минтранса Андрей Попков.
Андрей Попков председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член Общественного совета Минтранса «Во-первых, они хотят это все испытывать на простых таксистах и людях, устанавливая устройство без всякого разрешения. Чтобы что-то изобрести, что-то сделать, нужно сначала это все испытать у себя где-то на закрытом полигоне, потом выпустить какой-то подзаконный акт, что эта система разрешена к эксплуатации. Потом все это внедрять потихонечку, испытания провести, а потом уже это все на законных основаниях устанавливать. Мы все двумя руками за безопасность перевозок, но делать это надо по закону. На сегодняшний день есть пока один прибор, который может регулировать режим труда и отдыха, это тахограф. Он принят везде, во всем мире, все сертифицировано, все есть. Тахограф — дорогая штука, он стоит 50 тысяч рублей. Это накладно для бизнеса и для таксистов. Если государство нам компенсирует, субсидирует эти тахографы… У нас государство выкидывает миллиарды вообще непонятно куда».
Насколько точно система мониторинга усталости «Яндекс.Такси» сможет определять состояние водителя? Мнение эксперта по технологиям Александра Баулина.
— Системы наблюдения за тем, сколько ездил водитель, не помогают. Водитель может поездить на одной системе такси, переключиться на другую, потом на «Яндекс». Таким образом, в системе «Яндекса» он, может, и проездил восемь часов, а если учесть еще Gett и inDriver, у него могло накопиться уже 24 часа беспрерывной езды.
— Насколько сложно и дорогостояще создание такой системы?
— Это стандартная работа по обучению интеллекта. Я думаю, что та сумма в 4 млрд рублей, о которой говорилось, скорее установочная. Непонятно, сможет ли система распознавания лиц отличить водителя, который хочет спать, от водителя, который бодр и здоров. И знать, сможет или нет, заранее мы не можем. Попробуют, обучат, на дата-сете, условно говоря, на 10 тысяч лиц, может получиться — отлично. Может не получиться, но это значит, что либо нужен дата-сет на 20 тысяч лиц, либо это значит, что надо постараться другие признаки выявлять. Мы пока не можем сказать, насколько хорошо этот путь получится, как быстро это будет сделано. Даже после того, как эти испытания будут проведены, мы не знаем, какие меры противодействия изобретут.
Партнерами «Яндекс.Такси» по внедрению системы мониторинга усталости водителей, как сообщает газета «Коммерсантъ», будут компания VisionLabs Сбербанка и венчурного фонда АФК «Система».