Несогласованная акция в Москве: как у протестующих получилось «выйти и погулять по бульварам»?
Лента новостей
Корреспондент Business FM Иван Медведев отмечает, что акция была тихой — очень мало плакатов, почти без лозунгов и никакой атрибутики
В Москве 3 августа прошла очередная несогласованная акция протеста, посвященная снятию с выборов в Мосгордуму независимых кандидатов. По данным «ОВД-Инфо», задержали 1001 человек. МВД сообщило о 600 задержанных. Всего в акции, по данным министерства, участвовали 1,5 тысячи человек. Как прошла эта акция и чем она отличалась от событий 27 июля?
В прошлый раз несколько незарегистрированных кандидатов добрались до места скопления людей, а 3 августа кандидатов на акции не было — большинство отбывают административный арест. Тех же, кто был на свободе, задержали еще до того, как они добрались до центра.
Протестующих 3 августа было значительно меньше, чем 27 июля, и собраться всем вместе в одной точке у них так и не получилось, поэтому говорить о реальной численности митинга бессмысленно. Если судить по задержанным, то, по официальным данным, их в этот раз было вдвое меньше, чем в прошлый, — 600 против тысячи с лишним. По данным «ОВД-Инфо», в полицию доставили более тысячи.
Задержания начались довольно быстро. В отличие от 27-го числа, в этот раз в основном людей забирали именно полицейские, а не росгвардейцы. Причем на сотрудниках полиции были маски — очевидная реакция на попытки деаномизировать тех, кто проводит задержания на акциях протеста.
Брали всех подряд. Кого-то аккуратно, кого-то жестко, с применением дубинок. Какой логикой руководствовались сотрудники, задерживая того или иного человека, осталось загадкой, в том числе для членов Общественной палаты Москвы. Вот что Business FM рассказал член этой палаты, известный в прошлом кавээнщик, а ныне кандидат в сенаторы Сангаджи Тарбаев.
— Я пытаюсь понять, по какому критерию в толпе сотрудники правоохранительных органов находят того, кого надо задерживать.
— То есть вы логики в их действиях не видите?
— Пока нет, но по наблюдениям могу сказать, что в основном это молодые ребята с рюкзаками.
— Ваш статус вам позволяет задавать сотрудникам Росгвардии и сотрудникам полиции вопросы? Вы можете подойти и спросить, за что и по какому принципу?
— Я конкретно к действующему сотруднику во время его работы подходить не имею права, потому что они находятся в режиме работы, они ничего не ответят. Но у меня есть возможность обратиться к представителю, который к нам прикреплен, за разъяснениями.
— Вы пытались получить разъяснения именно по принципу задержания?
— Я попытался, но мне пока вразумительного ответа никто не дал.
Ярким подтверждением того, что в автозак мог попасть абсолютно любой человек, является вот эта запись. Тут странно даже что-то комментировать…
— Пропустите меня! Я член партии «Единая Россия»!
— А что случилось с вашим мужем?
— Моего мужа задержали, мы шли домой. Он хотел на ту сторону перейти просто. Я член партии «Единая Россия»!
— Может быть, члена партии «Единая Россия» пропустите?
— А почему вы показываете билет?
— Потому что я хочу взять своего мужа домой. Я знаю, чем это заканчивается в эти дни.
— За что задержали вашего мужа?
— Мы хотели домой зайти, перейти дорогу, в метро войти, и все.
Меня самого пытались задержать дважды в течение десяти минут. Подходили, заламывали руку за спину, свободной рукой по дороге к автозаку я успевал показать пресс-карту, и меня отпускали. Многие коллеги при этом все же попали в полицейские автобусы, откуда их в итоге выпускали без составления протоколов.
Были полностью зачищены Пушкинская площадь, Новопушкинский сквер, Трубная площадь. Жесткие задержания с дубинками были на Чистых Прудах и Новом Арбате. В Новопушкинском сквере полицейские избили молодого человека, которого пытались задержать с велосипедом.
Среди росгвардейцев тоже есть пострадавший. Одному из бойцов, судя по всему, вывихнули руку, когда он проводил задержание.
В целом же акция была тихой — очень мало плакатов, за попытку развернуть которые моментально задерживали, и практически без лозунгов. И никакой атрибутики. Отличить просто гуляющих от митингующих было весьма сложно или даже невозможно. Так, на Петровском бульваре я встретил группу «Кровосток» в полном составе. С одной стороны, они, как и многие другие люди, просто гуляли, а с другой — не просто. Говорит фронтмен «Кровостока» Антон Черняк (Шило).
— Вы просто прогуливаетесь или принимаете участие в акции?
— Я просто прогуливаюсь и одновременно принимаю участие в акции. Я как-то почувствовал, что я сегодня должен выйти и погулять по бульварам.
— Это даже не столько связано с выборами в Мосгордуму, это?..
— Не столько, да. Даже, может быть, не в самой большей степени.
В большинстве своем люди стояли и ходили молча. За звук в этот раз отвечали скорее полицейские. На Трубной вот эту запись без перерыва транслировали минут тридцать: «Уважаемые граждане, мероприятие не согласовано! Не мешайте проходу людей! За нарушение закона вы можете быть привлечены к ответственности. Уважаемые граждане, мероприятие не согласовано…» Слушать это было невозможно.
Когда в соседнем храме зазвонили колокола и звуки смешались, все это превратилось в какое-то психоделическое техно. Люди с площади уходили в том числе и из-за этого. Было с точки зрения звукового оформления происходящего еще одно новшество. Запись, которую транслировали на Пушкинской площади: «Сотрудники и военнослужащие Росгвардии несут службу в целях обеспечения вашей безопасности, среди них большая часть военнослужащих срочной службы — это ваши сыновья».
По данным Telegram-канала Baza, в общей сложности травмы во время разгона митинга получили 13 человек, девять из них осмотрели врачи на месте, четверо были госпитализированы.
Несогласованная акция в фотогалерее BFM.ru: