«Банки — это не ломбарды». ЦБ хочет обязать банки регулярно отчитываться о залогах
Лента новостей
Банки, согласно проекту регулятора, должны будут отчитываться перед регулятором о залогах, их стоимости и всех операциях с ними. При этом отчет должен быть ежемесячным
Обновлено в 16:16
Все банки будут ежемесячно подробно отчитываться перед Банком России о залогах, их стоимости и обо всех операциях с ними. Также должны быть указаны договоры залогов, залогодатели и предметы залога с их стоимостью. Это, как сообщают «Ведомости», следует из опубликованного ЦБ проекта нормативного акта. Планируемый ввод в действие отчетности назначен на 2020 год.
Сейчас эти сведения поступают регулятору в агрегированном виде, а также в ответ на запрос в ходе проверки. Использовать полученные данные регулятор будет прежде всего для борьбы с перекрестными залогами, когда одно и то же имущество заложено у разных банков. Чтобы не допускать такого, планировалось создать единый электронный реестр залогового имущества, которым также смогут пользоваться сами банки.
Также Центробанк хочет получить право вводить запреты на манипуляции с залогом. Это искоренит другую практику, когда банк остается с невозвратными кредитами, поскольку ликвидные залоги из него вывели.
Много ли бывает случаев, когда ликвидные залоги выводятся, а невозвратные остаются? И как часто закладывают несколько раз одно и то же? Комментирует младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.
— Любой вывод залогов — это нанесение вреда банку как юридическому лицу. Возможно, это, как правило, в той ситуации, когда имеются злоупотребления со стороны топ-менеджмента банка, отдельных его сотрудников. Просто так вывести залог достаточно сложно.
— Как часто возникает проблема, когда один и тот же залог в разных банках?
— Дело в том, что предметом залога могут быть персонифицированные объекты: автомобиль или недвижимость. Соответственно, базы ГИБДД и базы Росреестра помогают узнать, что тот или иной объект уже находится в залоге. Соответственно, последующий залог возможен, но только при оформлении дополнительных залоговых документов, то есть это довольно сложная юридическая конструкция, на которую банки идут крайне редко. Что касается несанкционированного закладывания одного и того же объекта у разных банков, проблема в том, что есть масса объектов, которые персонифицировать нельзя. Это касается оборудования, товаров в обороте и так далее. Реестр эту проблему ни в коей мере не решит, потому что один и тот же станок примерно одной и той же модели может стоить по-разному просто из-за наличия или отсутствия двух-трех лишних функций. Соответственно, серийный номер станка ничего не даст для оценки стоимости. Реестр в основном позволяет Банку России оценивать общую картину по обеспечению тех или иных портфелей и уже исходя из этого находить цели для каких-то точечных проверок дополнительных.
Ранее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина выступала против превращения банков в ломбарды. По ее словам в этом случае банкам становится все равно, кого кредитовать. Банки не анализируют хозяйственную деятельность заемщика — был бы залог. Что имела в виду глава Банка России и какие последствия от введения этого реестра могут быть для банков? Комментирует корреспондент Banki.ru Юлия Кошкина
Юлия Кошкина корреспондент Banki.ru «Анонсированный Банком России подход заключается в том, чтобы банк больше ориентировался не на то, как потом можно выгодно продать этот залог, а на оценку самого заемщика и его платежеспособности. То есть будет ли компания регулярно платить по кредиту, справится ли она с предложенной долговой нагрузкой, чтобы банк работал не как ломбард без надежды на возврат кредита. Конечно, в идеале, Банк России рассчитывает на то, что банкам придется менять свой подход. Если же кто-то из участников рынка не совсем корректно оценивает залоги или, например, имеет не совсем корректную информацию о залогодателях, о предметах залога, о том, как и где они зарегистрированы — конечно, подача отчетности может создать для них определенные проблемы, может вызвать повышенное внимание службы надзора Банка России. Придется объясняться. Для тех игроков, кто злоупотребляет такими вещами, могут быть последствия: до начисления резервов какие-то штрафы. И самое крайнее — это, конечно, отзыв лицензии».
Внести свои предложения и замечания в проект нормативного акта ЦБ банки могут до 14 августа. Пока они только получили запрос от ЦБ на предоставление информации. Как это все будет работать, пока не совсем понятно. Однако если требуются такие подробности, то польза от реестра, безусловно, должна быть, считает главный финансовый директор Альфа-банка Алексей Чухлов.
— Запросы достаточно детальны. Если все смогут такую детальнейшую информацию предоставить, то, действительно, будет очень полная база, что конечно поможет нам лучше понимать в особенности средний и малый сегмент. В большом сегменте мы и так достаточно хорошо понимаем залоги и ситуацию клиентов.
— Много ли сил и средств потребуется?
— Достаточно много, потому что ежемесячная форма отчетности с очень большой детализацией по типу залога. У нас не все типы присутствуют, там чуть ли не космические объекты фигурируют. Вот с такой детализацией мы в первый раз сталкиваемся. Пока целью была не передача информации под залог, целью было, например, объяснить, почему у нас такие-то резервы или такой-то взвешенный кредитный риск на определенного контрагента.
— Решит ли новая отчетность проблему разной оценки одного и того же залога?
— Должна решить, потому что они очень детально спрашивали информацию. Я думаю, если банк как-то это будет обрабатывать, а потом будет выкладывать какой-то определенный взвешенный результат, то, наверное, нам будет легче понимать в целом, как рынок оценивает тот или иной залог. Наверное, на рынке образуется некий консенсус вокруг стоимости одного и того же залога. Но представить, как это будет, технически и практически очень трудно, потому что пока мы получили запросы на сбор информации, а как это будет выложено и как мы сможем этим пользоваться, пока не очень понятно.
Тем временем, как пишет РБК, компания «Газ-Альянс» беглого украинского бизнесмена Сергея Курченко привлекла в этом году кредиты как минимум в двух российских банках — крымском РНКБ и петербургском Энергомашбанке. В качестве залога банки получили, например, железорудный концентрат, стальную заготовку, уголь, а также арматуру. В марте прошлого года «Газ-Альянс» стал единственным поставщиком угля из ДНР и ЛНР. Компания Курченко также контролирует сбыт металлургической продукции, произведенной заводами самопровозглашенных республик. Источники РБК сообщали о возникших у Курченко финансовых проблемах: по их словам, у «Газ-Альянса» появились сложности со сбытом продукции