Дмитрий Медведев поручил проверить версию о намеренных поджогах лесов в Сибири
Лента новостей
Поджог могли устроить якобы для сокрытия незаконной заготовки древесины. Как считают эксперты, установить поджигателей будет очень трудно
Обновлено в 17:20
Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился провести проверки для выявления умышленных поджогов с целью сокрытия незаконной заготовки леса. Такое поручение дано Генпрокуратуре, Следственному комитету и МВД России, сообщает ТАСС. Срок исполнения — 1 ноября 2019 года.
Глава СКР Александр Бастрыкин направил в регионы следователей, чтобы помочь установить причины и условия возникновения и распространения огня. И СКР возбудил дело по статье «халатность» в отношении чиновников Министерства лесного хозяйства Красноярского края, не принявших мер для ликвидации пожаров. В министерстве и Главном управлении МЧС края прошли обыски.
Ранее о подозрительном сходстве очагов возгорания и мест, где до этого фиксировались вырубки «черных лесорубов», заявил глава думского комитета по экологии Владимир Бурматов. Он обратил внимание на то, что, в основном, лес загорается в нескольких точках одновременно. Кроме того, вокруг сожженных деревьев аккуратно уложена древесина.
Директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин считает, что такую версию нужно рассматривать, но она не является основной.
— Наверное, такие случаи есть. Но я думаю, что это не массовое явление. И в этой ситуации МЧС лучше знает причины пожаров, потому что они проводят экспертизу. Никакими пожарами скрыть незаконные рубки, в принципе, нельзя. Ни при одном пожаре древесина не сгорает полностью, тем более деловая. То есть пеньки остаются. Причина пожаров и масштабность пожаров — в другом, хотя это никоим образом не снимает проблему с незаконными рубками.
— В МЧС говорят, что недостаточные меры по ликвидации очагов возгораний.
— Да, абсолютно правильно. Если есть такая зависимость между расположением очагов пожара и рубками, неважно, незаконными или законными, то здесь может быть другая связь. Любые рубки — это присутствие человека. Это, возможно, неосторожное обращение с огнем.
Олег Сухачев, заместитель генерального директора компании «БСК — ЭКСПО», занимающейся лесозаготовками, тоже не верит в версию о черных лесорубах, заметающих следы огнем.
Олег Сухачев заместитель генерального директора компании «БСК — ЭКСПО» «Это все выдумки. Я много раз бывал в лесу, ни за что никогда лес не жгли. Черные лесорубы, белые лесорубы. Но черных лесорубов сейчас вообще практически нет. Палы были, с этим очень сильно боролись, и успешно. А поджигать порубы — я не знаю таких среди моих знакомых, даже кто, бывает, там что-то где-то сделал, но чтобы сжигать потом леса, я считаю, что это просто верх хамства».
Если отрабатывать версию поджога, то установить поджигателей будет очень трудно, да и причина пожаров, скорее всего, более прозаична, считает заведующий кафедрой лесоводства Мытищинского филиала МГТУ имени Баумана Владимир Липаткин:
Владимир Липаткин заведующий кафедрой лесоводства Мытищинского филиала МГТУ имени Баумана «Основная часть лесных пожаров — разгильдяйство персон, которые либо рыбалкой занимаются, либо туризмом, либо еще какими-то промыслами. Летом чаще всего это причина. Возможно, такие факты есть, но поймать за руку поджигателя удается в считанных процентах случаев. Доказать, что это был поджог умышленный, физически будет очень сложно. Это после факта пожара нужно обследовать территорию. До этой территории нужно добраться».
Политтехнолог Аббас Галлямов считает, что поиск злого умысла, в том числе в лесных пожарах, — часть российского менталитета.
Аббас Галлямов политтехнолог «Российские власти любят искать везде какой-то злой умысел, они любят конспирологию. Если на улицах недовольные протестуют, это обязательно Госдеп финансирует, просто так люди сами по себе на улицу выйти не могут, такого не бывает. Если леса горят, значит, кто-то поджег, сами по себе они гореть не могут. Это отражение определенного менталитета, поиск врага. Если хоть что-то появится, что отдаленно можно будет выдать за свидетельство поджога, конечно, так и будет сказано. Все будут носом землю рыть, пытаться найти доказательства того, что поджог был. Если не нашли — плохо искали».
По данным МЧС, в зоне задымления находятся свыше 800 населенных пунктов. В основном, на территории Якутии, Красноярского края и Иркутской области. В тушении участвуют два самолета Бе-200 и вертолет Ми-8, которые сбросили более 260 тонн воды. Общая группировка сил составляет около 3 тысяч человек и 390 единиц техники.
Жительница города Киренск Иркутской области Ольга рассказала о ситуации с задымлением:
— Сегодня утром проснулись, буквально на 200 метров видно еще что-то, какие-то деревья — и все. Дальше вообще ничего не видно. Дым стоит. Конечно, дышать тяжело. Солнце вообще уже не наблюдаем сколько времени, как начались эти пожары. Мы солнца красное пятнышко видим — и все. В дом-то проникает дым все равно через щели, через окна. Но никого никуда не эвакуируют. Никто ничем здесь никак не помогает. Просто предупреждают по громкоговорителю, чтобы мы носили маски. Все также работают. Только в садиках на прогулку не разрешают водить детей. Самолеты у нас не летают, вертолеты тоже не летают. То есть мы вообще оторваны. Ни почты, вообще ничего нет, потому что у нас только воздушным путем почта поступает к нам. Машины тоже: едут, но очень долго, и это рискованно.
— Хотя бы временно люди никуда не выезжают?
— А куда нам выезжать? У нас вокруг дым. Если надо, допустим, кого-то срочно отправить в Иркутск, в больницу областную, иногда срочным рейсом отправляют на самолете. А сейчас даже этого нет. Скорые ездят.
— То есть людям плохо становится?
— Конечно. Бабушки с давлением мучаются, у детей кашель. Их все равно дома не запрешь, им охота гулять. Вот еще на речке более-менее может какой-то свежий ветерочек подуть, а так духота стоит. Вроде и солнца нет, а все равно греется.
Специалисты «Авиалесоохраны» будут вызывать искусственные дожди в Красноярском крае и Иркутской области. Специальный самолет-зондировщик в местах очагов пожаров запустит в облака пиропатроны с йодистым серебром для стимулирования осадков. К борьбе с пожарами подключились и шаманы коренных народов Севера. Они проводят обряды вызова дождя.
Лидер ЛПДР Владимир Жириновский в своей манере объяснил пожары в Сибири тем, что «из-за рубежа сегодня легко воздействовать: лазерные лучи — и заполыхает любой лес».