Бизнес не оценил масштабов санитарно-защитных зон
Лента новостей
Роспотребнадзор разработал проект, который впервые вводит в России санитарно-защитные зоны для автомобильных дорог и железнодорожных линий. Почему бизнес недоволен этим документом и как изменения могут коснуться жизни россиян?
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) пожаловался вице-премьеру Дмитрию Козаку на проект Роспотребнадзора, согласно которому основной принцип установления санитарных зон — защита расстоянием. Этот документ в середине июля ведомство направило для согласования ведомствам, пишет «Коммерсантъ».
Согласно проекту, внутри самих зон допускается превышение ПДК вредных веществ, но имеются жесткие ограничения на размещение строений, в частности жилых домов. Ранее такой порядок регламентировали СанПиНы.
Однако впервые требования установки санитарных зон будут касаться автомобильных дорог и железнодорожных линий. Новые правила установления санитарных зон подвергли критике в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там считают, что они обойдутся бизнесу в триллионы рублей. К примеру, у РЖД около 80% инфраструктуры находится в населенных пунктах. Только на разработку таких зон компании потребуется более 100 млрд рублей, не говоря уже о возможном отселении людей, переносе объектов недвижимости и выкупе земель.
Нормы всегда были. Но если сейчас расстояние увеличат, проблемы начнутся не только у бизнеса, но и обычных граждан, считает председатель комитета по строительству московского отделения «Опоры России» Олег Филиппов.
Олег Филиппов председатель комитета по строительству московского отделения «Опоры России» «Разработка или ужесточение любой охраняемой природной территории, в том числе и санитарно-защитной зоны, понесет за собой, помимо оплаты труда разработчиков, оплату выполнения данных работ на местности. То есть теперь будут затраты и проблемы у бизнеса, связанные с тем, как вы понимаете, что это придется выполнять. Например, стоящие в определенном удалении, с неопределенным документом сейчас расстоянием жилые и нежилые гражданские здания. Если они попадут во вновь разработанную санитарно-защитную зону, их, как гласит Градостроительный кодекс, придется либо привести в соответствие, то есть разработать что-то такое, что их защитит от чего-то такого, которое пока никто не знает, либо снести. Это второй отрицательный аспект. И третий, на мой взгляд, самый важный — это то, что это доставит существенные проблемы и жителям, потому что есть такое понятие — федеральная и государственная необходимость. Поскольку государство заботится о здоровье своих граждан, то если вдруг у вновь разработанной СЗЗ дороги, неважно какой — железной дороги, автомобильной дороги, неважно какого класса, — попадут жилые строения, то представители власти обязаны будут известить собственника о том, что его имущество не пригодно к проживанию. Есть такая формулировка. Собственнику вне зависимости от затрат, которые он понес на строительство, на выкуп земельного участка, на все согласования, останется выполнить требования законодательства и съехать. При этом мы понимаем, что компенсация затрат, понесенных владельцем, будет на уровне кадастровой стоимости. С какими нормами будут узаконивать? Например, в 1980 году СЗЗ для дороги с инфраструктурой внутренней составляла три метра. То есть все, что внутри трех метров, попадало в ту зону. Если сейчас будет разработан документ с той же формулировкой, но с зоной даже на метр больше, то все, что было в зоне отвода, от трех до четырех метров, пойдет под приведение соответствия».
Из документа пока не ясно, что увеличится и насколько. Но в любом случае понятие «санитарная зона» уже устарело, сейчас надо думать, как сделать все более экологичным, считает доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич.
Борис Ревич руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Санитарно-защитные зоны — это атавизм советского нормирования, когда понимали, что у государства нет денег, а все было государственное. На сегодняшний день, когда уже поняли, что это неверно, предприятия стали заказывать эти работы по моделированию выбросов, когда рисуется карта, и на этих картах рисуется, какая концентрация может быть. Потому что во всех этих моделях есть некоторая неопределенность, что может быть на расстоянии 50 метров, 100 метров и так далее. Приводить в порядок свои выбросы, приводить в порядок свои технологии — не понимаю, почему для бизнеса это проблема. Если вы считаете, что у вас слишком большая зона и это не соответствует санитарным правилам, вы докажите это. Ведь это же проект. Это же не постановление. Это проект, который на портале нормативных правовых актов висит для того, чтобы все высказали свои замечания».
Кроме того, в РСПП настаивают на полной переработке документа, который из-за избыточных и неопределенных требований приведет к «коррупциогенным рискам и ухудшению инвестклимата в стране».