Глава Минприроды поручил пересмотреть границы зон контроля лесных пожаров
Лента новостей
Соответствующее поручение Дмитрий Кобылкин дал Рослесхозу и главам регионов. Сейчас, согласно приказу Минприроды, лесные пожары в труднодоступных местах можно не тушить
Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин поручил Рослесхозу совместно с органами исполнительной власти российских регионов пересмотреть границы зон контроля лесных пожаров, говорится в сообщении на сайте Минприроды.
Это нужно, чтобы не только исключить вероятность перехода огня на населенные пункты и объекты экономики, но и предотвратить задымление в городах и селах. Пересмотр границ необходимо провести до конца августа.
Заявление Минприроды появилось после высказываний губернатора Красноярского края Александра Усса. Он сказал, что тушить лесные пожары в так называемой зоне контроля в Сибири бессмысленно. По словам главы региона, это все равно что зимой топить айсберги, чтобы вызвать потепление.
Сейчас, согласно приказу Минприроды от 2015 года, лесные пожары, ущерб от которых не превышает расходы на борьбу с ними, можно не тушить, так как это слишком дорого. Руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко считает, что пересмотреть границы зон контроля давно пора:
— Сейчас у нас половина земель лесного фонда в стране относится к территории, где пожары можно не тушить. Поскольку денег у регионов на тушение нет, то, если пожар возникает в такой зоне контроля, они почти всегда автоматом отказываются от тушения. В результате пожар разрастается на неограниченную территорию до таких масштабов, когда потушить его уже нельзя. Действительно, у нас есть территории, куда добраться практически невозможно для тушения пожара, но их гораздо меньше, чем половина земель лесного фонда. По нашей оценке, зоны контроля должны быть сокращены примерно вдвое. Это потребует дополнительного финансирования от федерального центра, но это не запредельные деньги. Одной «Зенит-Арены» хватило бы на то, чтобы в течение многих-многих лет надежно охранять леса всей страны от пожаров.
— Депутат заксобрания Алтайского края предложила бороться с лесными пожарами с помощью бомбардировки тайги. Она говорит, что таким образом горящий лес тушат в Швеции, а в Китае использовались специальные снаряды.
— Нет такого метода, чтобы он применялся хоть где-нибудь в производственных масштабах. Да, опыты бывают в разных странах, но это не более чем опыты. И это не более чем образцы, которые, в общем-то, нигде не пошли в серию, и нигде это не стало нормальной практикой.
В Совете Федерации также выступили за отмену нормы об экономической нецелесообразности тушения лесных пожаров. Там согласились с тем, что у регионов может не хватать средств на пожаротушение, и в этом случае «федеральный центр тоже должен помогать».
Директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин считает, что не все природные пожары нужно тушить, иногда они необходимы для сохранения определенных экосистем.
Андрей Сирин директор Института лесоведения РАН «Выделение зон контроля — вещь разумная. Невозможно тушить пожары везде. Еще один момент: для лесной зоны и других природных зон пожары — это природные явления. И многие типы экосистем, так называемые пирогенные, могут существовать только так: периодически должны проходить пожары, потому что пожар уничтожает кустарниковый покров, травяной покров, способствует лесовосстановлению. Лесным пожаром управляют. Его нужно не тушить, его нужно локализовать. Нужно ограничить распространение и так далее. Почему-то все ухватились за высказывание одного из глав регионов о том, что экономически нецелесообразно. Речь идет не только об экономике. Тушить пожары в удаленных регионах можно только с воздуха. Десантирование людей — это риск. Поэтому совершенно разумно предотвращение борьбы с пожарами там, где могут пострадать люди. Когда мы решим эту задачу, вот тогда, наверное, имеет смысл поднимать вопрос о том, чтобы расширять зону контроля за лесными пожарами. Что касается использования взрывов при создании минеральных полос, создании преград для распространения огня — это стандартный метод, широко применявшийся. Эта проблема требует участия всех заинтересованных лиц, всех ветвей власти, профессионалов. Когда начинают комментировать такие вещи уважаемые депутаты, ни к чему хорошему это не приводит».
В 2006 году была принята новая редакция Лесного кодекса, которая фактически уничтожила лесоохрану, что крайне негативно сказалось на предупреждении и распространении пожаров. После катастрофичных пожаров 2010 года службу решено было восстановить, но в полной мере это сделать пока не удалось.
Впрочем, опасаться, что дым от сибирских пожаров дойдет до Москвы, не стоит. По словам начальника ситуационного центра Росгидромета Юрия Варакина, такой погоды, которая принесла бы в столицу смог и запах гари из Сибири, вообще не бывает. При этом ранее руководитель противопожарного отдела российского отделения «Гринпис» Григорий Куксин рассказал «Вечерней Москве», что дым может прийти в европейскую часть страны, если «будет такой же сильный ветер на запад, как было несколько дней назад».
Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус допустил такую возможность, но добавил: смог в Москву не пропустит холодный циклон над Уралом. Кроме того, ему помешает ряд географических особенностей.
Михаил Леус ведущий специалист центра погоды «Фобос» «В сложившейся над Европейской Россией синоптической ситуации, когда в Предуралье находится центр мощного и высокого циклона, появление дыма от пожаров в Красноярском крае, на территории центральных областей и Европейской России крайне маловероятно. Во-первых, это очень большое расстояние. Во-вторых, дыму пришлось бы пройти по траектории, которая прошла бы из Красноярского края сначала на северо-запад, в район Новой Земли, оттуда — на юго-запад через Вологодскую, Тверскую области, и лишь потом бы только достигла Москвы. Это расстояние около пяти-шести тысяч километров. Третий момент: все-таки над нашей планетой преобладают западно-восточные переносы воздушных масс. Таким образом, с востока на запад, из Красноярского края в Москву, продуктам горения попасть очень сложно».
На прошлой неделе смог от лесных пожаров в тайге накрыл несколько городов Сибири и Якутии. Люди жаловались на плохую видимость, запах гари, у некоторых жителей обострились астма и другие аллергические реакции. Эта ситуация привлекла внимание к масштабам пожаров в лесах Сибири: сейчас общая площадь возгорания превышает 3 млн гектаров. Режим ЧС введен на всей территории Красноярского края и Иркутской области и частично — в Бурятии и Якутии.