Интернет не пройдет: цифровая экономика по версии ФСБ. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
Идея суверенного интернета не дает покоя российским властям. При этом главный принцип этой заведомо обреченной на провал в глобальном мире логики — не столько создавать свое, сколько не пускать чужое
Российские власти в очередной раз решили заблокировать развертывание над территорией России британского проекта спутниковой связи OneWeb, который должен покрыть всю планету высокоскоростным интернетом. Государственная комиссия по радиочастотам на своем заседании 25 июля единогласно отказала разработчику глобальной системы широкополосного спутникового интернета OneWeb в частотах для работы в России.
Причина отказа официально не называется, но догадаться нетрудно: силовые ведомства опасаются, что зарубежного провайдера невозможно будет контролировать. Заменить OneWeb для российских пользователей должна отечественная спутниковая система, но в нее пока никто не хочет инвестировать.
Причем у силовиков один взгляд на перспективы развития цифровой экономики в России, а у гражданских ведомств — сильно другой. Год назад Минкомсвязи называло проект OneWeb стоимостью 1,7 млрд долларов стратегическим для России. В идеале он должен к 2027 году обеспечить доступ в интернет всем жителям планеты. За исключением, возможно, самых диких племен, живущих в труднодоступных местах. Едва ли России стоит стремиться к судьбе этих диких племен.
OneWeb еще в 2015 году заключила со структурами «Роскосмоса» контракт более чем на 1 млрд долларов на запуск с помощью ракет-носителей «Союз» низкоорбитальных спутников. С 2017 года для исполнения этого контракта британская компания безуспешно пытается получить частоты в России. Чуть больше года назад, в апреле 2018-го, против проекта выступил Роскомнадзор. Правда, у него, в отличие от ФСБ настаивающего, что британские спутники над территорией России могут быть использованы для шпионажа, была другая версия того, почему «нельзя». В Роскомнадзоре посчитали, что спутниковый интернет может создать помехи в работе других космических систем.
ФСБ свои претензии к проекту излагала достаточно откровенно. «Гарантии, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не сможет нанести ущерб интересам личности и общества Российской Федерации, носят в большей степени декларативный характер и не могут быть достоверно проверены российской стороной», — объяснял представитель ФСБ Владимир Садовников. Кроме того, в ФСБ выражали опасения, что OneWeb станет монополистом в предоставлении доступа в интернет в отдаленных регионах России. Так что у нас силовики, оказывается, еще и «радеют за конкуренцию», а не только пытаются запрещать мессенджеры, требовать «ключи от интернета» у провайдеров, и все это на фоне уже принятого закона о «суверенном рунете».
К слову, пока не очень понятно, как этот закон удастся исполнить. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил куратору телекоммуникаций в правительстве, вице-премьеру Максиму Акимову, письмо, где открытым текстом пишет: в готовящейся Минкомсвязи нормативной базе к закону о «суверенном рунете» отсутствует документ с техническими требованиями к оборудованию, которое должны будут устанавливать на свои сети операторы связи. По мнению Шохина, это может привести к сбоям в сетях, а также создать коррупциогенные риски при закупке данного оборудования. Впрочем, когда в России боялись коррупции — многие законы, кажется, прямо ради нее и написаны.
Письмо Шохина появилось после того, как в мае вице-премьер Максим Акимов подписал план-график подготовки проектов подзаконных актов для реализации закона о «суверенном рунете». Сам закон вступает в силу 1 ноября 2019 года. По этому графику уже к 1 августа должны быть разработаны и приняты 29 нормативных актов, устанавливающих порядок реализации закона. Затем государство должно закупить оборудование и установить его на сети операторов. Ничего этого пока не сделано.
Вообще, при всех страшилках о «русских хакерах», которые якобы способны вмешиваться в выборы по всему миру, реальная ситуация такова, что у России нет технологических возможностей создать полностью независимый от мира «русский файервол». А сама идея контроля за интернетом в том виде, в каком ее понимают российские силовики, сильно напоминает знаменитый номер великого клоуна Олега Попова, который ловил солнце (его, разумеется, создавали лучи прожекторов) прямо на арене с помощью рук и авоськи.
Запретить глобальный высокоскоростной интернет в России — а тут еще в 2022 году должны начаться испытания квантового интернета, который в случае успеха сделает бессмысленным не только хакерство, но и усилия ограничивать распространение интернета военно-полицейскими методами, — не получится. Как это работает, точнее, не работает, мы с вами прекрасно знаем по судьбе блокировки Telegram, которая началась с 16 апреля 2018 года. 15 месяцев — в принципе, достаточный срок, чтобы понять, что не надо ловить солнце авоськой.