«Спасите Сибирь». В соцсетях пытаются привлечь внимание к экологической катастрофе
Лента новостей
Площадь лесных пожаров в Сибири достигла 2 млн гектаров. Пользователи социальных сетей устроили флешмоб, участие приняли и известные люди: например, рэпер Баста и комик Илья Соболев
Обновлено в 15:36
Площадь лесных пожаров в Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае превысила 1,56 млн гектаров, еще 1,13 млн гектаров горит в Якутии, сообщает Федеральное агентство лесного хозяйства.
Режим ЧС из-за лесных пожаров днем 29 июля введен на территории всего Красноярского края и Иркутской области, частично в Бурятии, сообщает РИА Новости со ссылкой на МЧС.
Жители этих регионов задыхаются от запаха гари. По некоторым данным, смог дошел до Урала. В соцсетях люди жалуются, что леса не тушат. Чиновники же руководствуются приказом Минприроды от 2015 года, согласно которому, если предполагаемый ущерб от пожара не превышает расходов на тушение, бороться с пламенем не нужно.
Выступая в понедельник, 29 июля, перед студентами Сибирского госуниверситета, красноярский губернатор Александр Усс заявил, что паника не оправдана, а пожары в глубине тайги — это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно. Он заявил, что «при таком уровне задымления и удаленности мы реально подвергаем людей бессмысленной опасности».
Музыканты, актеры и другие известные люди организовали в соцсетях флешмоб и пытаются привлечь внимание к экологической катастрофе. Пользователи обмениваются информацией о пожарах по хэштегам #СпаситеСибирь и #Сибирьгорит.
Вот что говорит рэпер Баста в своем видеообращении в Instagram:
«Друзья, в Сибири, на Дальнем Востоке прямо сейчас горит несколько миллионов гектаров леса. Смог от пожаров накрыл крупнейшие города, в которых людям нечем дышать. Они дышат гарью. Мы обращаемся к местным и федеральным властям с просьбой сделать все, что от них зависит в этой чрезвычайной ситуации. Много потеряно, но еще осталось очень много того, что можно спасти. Не оставайтесь равнодушными».
К флешмобу присоединился и Сергей Зверев, который после одиночного пикета у Кремля стал маскотом движения по защите Байкала.
«Всем привет! Хочу обратиться ко всем неравнодушным людям. Горит Сибирь, Дальний Восток. Огромное количество леса горит. Я считаю, что это глобальная катастрофа. И с этим, конечно же, надо что-то делать. Хватит грабить лес, пора тушить пожар. Поддержите все, кто может поддержать».
Комик Илья Соболев в своем видеообращении также поддержал жителей Сибири.
«Пишут очень много людей из Сибири, говорят, что горят леса. Я это вижу из новостей. В МЧС говорят, что не тушат. Якобы из-за экономии средств. Я слышал разговор с МЧС: говорили о том, что нет прямой угрозы для жизни. Я на самом деле сомневаюсь в этом, потому что там смог такой стоит, что непонятно, потом легкие у людей будут ли функционировать? Смысл в том, что пока горят леса — это фигня: что такое леса? Это фигня, которую продают в Китай. Когда лесной пожар дойдет до дач тех людей, которые отвечают за тушение пожара, тогда будут тушить!»
Петиция в интернете с требованием ввести в Сибири режим ЧС на момент публикации собрала более 370 тысяч подписей. Часть пожаров не подлежат тушению, поскольку находятся в отдаленных районах, так называемых зонах контроля. В них, как следует из закона, природные катаклизмы не устраняются, а просто держатся под контролем. В то же время почти 1 млн гектаров леса в Иркутской области, Забайкалье и Амурской области пытаются потушить пожарные.
В минувшие выходные в большинстве охваченных огнем регионах смог почти рассеялся — сильный ветер унес его на север. Но те, у кого обострились респираторные заболевания, остаются в больницах, а в небольшие населенные пункты, спасаясь от пожаров, начали заходить дикие животные.
Business FM поговорила с местными жителями о последствиях пожаров для крупных городов. Вот что рассказал стрингер из Красноярска Павел Стабров.
—Сейчас в Красноярске сильно легче. Если позавчера вечером не видно было другого берега Енисея, то вчера подул ветер с запада. Над Красноярском дымку почти разогнало. На прошлой неделе только, по-моему, в пятницу, у нас официально не вводили режим НМУ, но, тем не менее, некоторые предприятия добровольно сократили выбросы. Животные пока не выходят в город. Животных много выходило на различные трассы, которые ведут в северные районы. Есть прогноз. Ожидаем, что животные пойдут и ближе к Красноярску.
— А вы слышали что-нибудь о том, что не тушат пожары?
—Поскольку сейчас большинство пожаров находятся в зоне так называемого авиадоступа, то этим занимается только лесоохрана. Массовое тушение затруднительно и очень дорого. В основном это профилактические меры, насколько я понимаю: окапывание участков, траншеи противопожарные. Люди в любом случае воспринимают это нервно: все понимают, что это легкие земли, и поэтому все недоумевают, почему не предпринимается никаких экстренных мер.
О сложившейся ситуации рассказывает житель Читы Егор.
—У нас практически два дня были дожди. Вчера сильные дожди были. Сейчас разъяснело — небо вообще чистое. Я его не ощущал, то есть когда горело в Прибайкалье, его вообще не ощущали.
— А слышали ли вы что-то о том, что подальше, где горит сильнее, не тушат пожары?
—У нас тоже такое было. Нас достаточно сложно удивить тем, что где-то там, на севере Иркутской области, не тушат лес, после того как 115 тысяч гектаров леса одновременно горело. У нас тоже такие возникают. Буквально недели две назад отказались от тушения пожаров в Тунгокоченском районе, это север Забайкалья. Там никто почти в этих местах не живет. Угрозы жилью нет, угрозы экономике нет, и поэтому на него плюнули. Он горел там какое-то время.
Жительница Новосибирска Татьяна отметила, что сейчас в городе все спокойно.
«В субботу уже было небо голубое. В субботу стало растягивать с утра, подул западный ветер, и немножко раздуло. В воскресенье уже было прямо хорошо. Никто из наших не обращался в больницу. Но, конечно, обращения были. Говорят, вся больница забита. Дополнительные койки ставят в коридор, потому что очень много обращений, на здоровье накладка идет. У нас только смог, у нас ничего не горело. Жара особо никакого не было. Наоборот, прохладно, потому что солнце не доходило до нас. О том, что не тушат, конечно, слышали. В городе были одиночные пикеты, митингов особых не было. У нас в прошлое воскресенье затянуло небо: в воскресенье и понедельник люди еще спокойны были. Все думали, что это скоро пройдет. Это не проходило. Где-то вот в четверг, в пятницу началось такое движение, начали подписывать петиции, начали выходить на улицу. Ну и тут уже вроде как все закончилось. Если честно, сейчас вроде бы спокойно».
Практика нетушения труднодоступных пожаров была еще в советское время: на ликвидацию огня на всей площади тайги просто не хватает средств. В 2015 году эта практика была узаконена, а значит, особых претензий к МЧС быть не может, отметил руководитель противопожарного отдела российского отделения «Гринпис» Григорий Куксин.
Григорий Куксин руководитель противопожарного отдела российского отделения «Гринпис» «Так или иначе даже в советское время мы были вынуждены не тушить некоторые пожары, потому что это слишком дорого, потому что туда не получается доставить людей и технику. В постсоветское время ситуация усугубилась. После принятия Лесного кодекса в 2006 году у нас вообще была ликвидирована лесная охрана. Ее потихонечку после пожаров 2010 года начали восстанавливать и собирать заново. Сейчас она примерно в десять раз слабее, чем минимально необходимо для того, чтобы пожары тушить. При этом появилась система космического мониторинга, то есть мы стали все пожары видеть. Любой человек в последние годы может просто зайти на целый ряд информационных ресурсов и свободно, бесплатно посмотреть, где что горит. Это вызвало такие споры и такую критику со стороны общества, что государство не признает пожары, пытается их прятать, пытается делать вид, что горит не так много, что, собственно, в итоге это привело к тому, что практику отказа от тушения решили узаконить. То есть эта практика не новая. Она всегда была, но ее решили узаконить для того, чтобы, собственно, можно было честно говорить, что вот есть пожары слишком далекие, слишком труднодоступные. У нас не хватает людей, не хватает самолетов, не хватает топлива. Давайте мы будем тушить там, где максимальные угрозы от пожаров, а там, где до людей далеко и мы не планируем рубить лес, к сожалению, пусть горит. Логика принятия этих поправок в 2015 году была такая. И, к сожалению, никуда мы от этой логики не денемся. У нас в стране при нынешних подходах в борьбе с пожарами объективно нет денег, нет сил, нет людей, нет самолетов на то, чтобы можно было эффективно тушить».
В Иркутской области также сохраняется опасность паводков. МЧС прогнозирует, что новая волна наводнений в Иркутской области будет слабее предыдущей. Однако в понедельник, 29 июля, уровень воды в реке Ия уже на метр превысил критический и составил восемь метров. При первой волне паводков в Тулуне максимальный уровень воды в реке достигал 13 метров. Эвакуированы более тысячи местных жителей, 600 из которых — дети.
В интернете начали появляться истории о добровольно-принудительных сборах с сотрудников ГАИ Подмосковья на помощь пострадавшим в Тулуне. Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал о том, что слышал о таких пожертвованиях, но только от патрульных Иркутской области.
—Я это слышал в Иркутске, у нас там профсоюз есть. Там сотрудникам предлагали это еще неделю или две назад — как раз перед приездом Путина. Чтобы по Москве и Подмосковью это было, я не слышал, честно говоря. Я понимаю, если это бы с низов пошло, а в этом случае начальник транспортной полиции, следствия начал говорить, что надо бы собрать. Видимо, получил указания сверху, потому что так они сами ничего никогда не придумывают. Если уже с полиции деньги стали собирать, то совсем уже плохо, видимо, дела обстоят. Полицейские и так живут от зарплаты до зарплаты, все перекредитованы. Я думаю, что здесь нужна государственная помощь в первую очередь.
— По поводу Подмосковья и такой же истории. Как вы думаете, если это действительно какой-то слух, как вообще эта история могла появиться?
—Нет, но если это в Иркутске было, то дошло и до Подмосковья. Я этому абсолютно не удивляюсь. Это же МВД сверху спускает все эти вещи.
В ближайшие дни уровень в реке Ия может подняться на три метра выше критической отметки. Экологи также говорят об угрозе Байкалу. Специалисты прогнозируют затяжные дожди и дальнейшее повышение уровня рек, есть также опасность схода селей.