На примере продуктов группы компаний «Альфа-Лизинг»
Приобретение автомобилей в лизинг у представителей малого и среднего бизнеса постепенно, но набирает популярность. Этот финансовый инструмент имеет немало преимуществ перед обычным кредитованием.
Четыре года назад компания «Альфа-Лизинг» вышла на рынок автомобильного лизинга для малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день лизинговый портфель компании в этом сегменте уверенно растет и сбавлять темпы в компании не собираются. Об этом и о преимуществах автомобильного лизинга на рынке финансовых услуг в целом, корреспондент BFM.ru поговорил с управляющим директором компании «Альфа-Лизинг» Ольгой Еньковой.
Вы вышли на рынок со своим предложением по автолизингу в 2016 году. С чем это было связано?
Ольга Енькова: Мы действительно начали развивать направление автолизинга четыре года назад, хотя сама компания «Альфа-Лизинг» существует уже 21 год. Но до этого нашим основным направлением был лизинг для крупных корпоративных клиентов. Однако объем этого рынка очень сильно зависит от общего экономического климата и объемов инвестиционных программ компаний. Плюс работа с крупными клиентами — это всегда индивидуальный подход. К тому же крупные клиенты хотят лучшие условия — это нормально. Но из-за этого доходность данного сегмента снижается.
При этом в сегментах малого и среднего бизнеса мы практически не были представлены. Поэтому, чтобы сделать наш бизнес более регулярным, мы решили серьезно заняться этим сегментом, дать доступ к нашим продуктам небольшим компания, которым финансовая поддержка, особенно в кризис, необходима не просто для развития, а в некоторых случаях для выживания.
Но кредитные организации также шли на уступки малому и среднему бизнесу. Чем автолизинг в данном случае выгоднее?
Ольга Енькова: Во-первых, представителям малого и среднего бизнеса часто бывает сложно показать и доказать качество своего финансового состояния. Потому что банки, в первую очередь, оценивают именно финансовое состояние компании, анализируя значительный объем финансовой документации. Соответственно получить кредит компаниям, которые только начинают развивать свой бизнес, а тем более в кризис — может быть вообще нереально. И залог для банков не является основополагающим фактором при вынесении решения.
В автолизинге все по-другому. Мы являемся собственником имущества, то есть, мы не выдаем деньги на автомобили, а предоставляем автомобили в лизинг на определенный срок. Соответственно мы в первую очередь принимаем риск на имущество. Это, в свою очередь, упрощает процедуру оформления, клиентам нет необходимости предоставлять большое количество документов, так как требования к пакету документов у нас значительно ниже, чем у банков. В итоге срок принятия решения у нас занимает 1-3 рабочих дня, при двух неделях рассмотрения в банках при выдаче кредита.
При этом заключая лизинговый договор, клиент получает полноценное право на пользование транспортным средством. А после погашения всех платежей право собственности на технику переходит от лизинговой компании к лизингополучателю.
Мы говорим в первую очередь о финансовом лизинге, а нет ли у вас планов по развитию более сложного операционного лизинга, который популярен в Европе, в том числе у физических лиц…
Ольга Енькова: Операционный лизинг в России в принципе присутствует. Но его доля настолько мала, что сейчас сложно говорить о перспективах этого финансового инструмента. Многие компании пытались войти в этот сегмент, но большинство потерпели неудачу. Это если говорить про операционный лизинг для юридических лиц в сегменте малого и среднего бизнеса.
С «физиками» — дело обстоит немного по-другому. И мы очень хотели вывести этот продукт, популярный за рубежом, в Россию. Однако мы столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, мы увидели, что рынок не готов к этому ментально. Во-вторых, мы поняли, что данный продукт достаточно длинный с точки зрения его проникновения на рынок — 5-10 лет. Плюс нужна явная поддержка со стороны государства, а также серьезные инвестиции в развитие этого продукта. И пока этого не будет сделано операционный лизинг не получит в России широкого распространения. Поэтому пока мы этот проект приостановили. Мы по-прежнему смотрим на него с интересом, но понимаем, что это история не текущего дня.
Вернемся к финансовому лизингу. За четыре года работы — чего вам удалось достичь, в условно новом для вашей компании сегменте?
Ольга Енькова: За последние два года наша компания является лидером рынка по темпам прироста нового бизнеса. Так, за 2018 год объем нового бизнеса нашей компании вырос в два раза. По итогам 2018 года наш лизинговый портфель составил уже 150 млрд рублей. И дальнейшие планы у нас также очень амбициозные, мы хотим сохранить существующий темп роста бизнеса.
А как в целом вы оцениваете перспективы рынка автолизинга в России?
Ольга Енькова: Дело в том, что все мы отталкиваемся от общих тенденций рынка и спроса на автомобили. Автолизинг не может существовать отдельно от рынка. На 2019 год, судя по ситуации, которую мы наблюдаем, мы не ожидаем какого-то резкого скачка, по сравнению с 2018-м. При этом мы видим, что популярность лизинга как способа приобретения автомобиля продолжает расти. Предприниматели уже оценили все преимущества лизинга: скорость заключения сделки, небольшой пакет документов, отсутствие кредитной истории, сезонные графики платежей, скидки от производителей и дилеров, а также возможность снижения налоговой нагрузки. Для владельцев малого и среднего бизнеса автолизинг — лучший инструмент на рынке по приобретению автомобилей за счет заемных средств.