Зеркало экономики
Лента новостей
О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?
Сегодня подведем итоги полугодия. Статистика говорит, что за шесть месяцев погрузка на сети РЖД снизилась на 1,5%. С одной стороны, цифра не слишком оптимистичная. Но с другой — не будем забывать об эффекте высокой базы: в прошлом году погрузка росла достаточно высокими темпами. Кроме того, произошло падение перевозок самого массового груза железных дорог — каменного угля. А это связано с несколькими причинами. Во-первых, сократился спрос на топливо в Европе. Во-вторых, есть дефицит пропускных способностей на восточном направлении, он связан с дисбалансом в географии перевозок угля со смещением основных объемов в адрес Дальнего Востока. Протяженность участков, где загрузка пропускной способности выше допустимых параметров, на Восточном полигоне составляет более 3 тысяч километров. По прогнозам, определенный дефицит пропускных способностей сохранится и после завершения в 2020 году, то есть по завершении первого этапа реализуемого в настоящее время комплексного проекта по модернизации БАМа и Транссиба. В то же время определенные резервы по наращиванию погрузки существуют в направлении морских портов и пограничных переходов северо-запада и юга страны, сухопутных железнодорожных маршрутов в Китай через Казахстан или Монголию, иностранных морских портов Черного моря, а также сухопутных железнодорожных маршрутов, в том числе через Республику Беларусь. В-третьих, летние месяцы традиционно показывают небольшое падение, говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий «Надо сказать, что исторически, июнь-июль — это месяцы минимальной погрузки на сети, все-таки ожидается, что погрузка будет восстанавливаться. В последующие месяцы она будет опережать динамику предыдущего года».
Традиционно отметим нефтеналивные грузы. Они за полгода снизились примерно на 2,5%. Но при этом скажем, что рост погрузки в адрес отечественных портов показал неплохую цифру: тоже около 2,5%. Не будем забывать, что в летние месяцы российские нефтеперерабатывающие заводы встают на ремонт. И другие детали, замечает наш собеседник.
«С одной стороны усиливается конкуренция с трубопроводным транспортом, ввод дополнительных систем снижает нагрузку на железные дороги. Также эти месяцы характерны тем, что заводы нефтеперерабатывающие встали на ремонт. Почти девять заводов встали на профилактику, поэтому это тоже привело к снижению погрузки».
Теперь несколько слов о лидерах погрузки. Неплохо прибавили удобрения: с начала года погружено около 30 млн тонн, или почти процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продолжает наш эксперт.
«Это говорит о том, что наши экспортные удобрения востребованы на внешнем рынке. Цена на эти удобрения пока стабильна, и это определяет спрос на них. При этом, общий объем отгруженных удобрений в течение 2019 года будет стабильно в положительной зоне».
И еще одна номенклатура, которую нельзя не отметить. Погрузка цемента показала плюс почти 6%. Мы связываем это с началом реализации строительных нацпроектов — это и жилье, и дороги. И ждем, что в скором времени за цементом подтянутся и другие строительные грузы, говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
«Можно сказать с уверенностью, что за 2019 год цемент будет в положительной зоне, его отгрузят больше, чем в 2018 году. Строительные грузы пока не очень хорошо показывают динамику на железной дороге».
Если же говорить об июньской динамике, то строительные грузы в первом месяце лета показали рост, это три десятых процента. Важная цифра с учетом того, что с февраля прошлого года эта номенклатура была в отрицательном секторе. Что ж, тем интереснее будет следить за статистикой дальше.