«Если бы экипаж не действовал по инструкции, мы бы похоронили всех»
Лента новостей
«Коммерсантъ» представил подробности того, как развивалась аварийная ситуация на атомной глубоководной станции АС-31, приведшая к гибели 14 офицеров-гидронавтов. Как утверждает издание, экипаж мог спастись, но помешала инструкция
Газета «Коммерсантъ» сообщила о расследовании аварии, произошедшей на атомной глубоководной станции АС-31. Тогда при тушении пожара погибли 14 офицеров-гидронавтов.
Экипаж после возгорания еще мог эвакуироваться на лодку-носитель, однако был вынужден действовать в четком соответствии с документом, который называется «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок», пишет издание со ссылкой на близкий к расследованию источник. Оно предписывает каждому оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление без приказа влечет за собой уголовную ответственность.
Авария не представляла большой опасности. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Командир станции Константин Сомов доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту пожар, приказал перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть. Борт покинули шесть человек, на станции остались десять офицеров-гидронавтов. Они израсходовали все средства пожаротушения. Через 40 минут работы офицеры «издышали» все изолирующие дыхательные средства. Когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, Сомов запросил у командира лодки-носителя разрешение эвакуироваться. У шлюзового устройства пострадавших встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Скорее всего, в момент подготовки к эвакуации произошел взрыв. Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея. Их поставляет петербургский завод «Ригель». Все батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз. Версия теракта не рассматривается в качестве приоритетной.
Требования «Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки» применяются не везде, рассказал о своем опыте пилот глубоководного аппарата «МИР» Евгений Черняев.
Евгений Черняев пилот глубоководного аппарата «МИР» «Вы знаете, на нас нет, потому что у нас всего одна сфера, потому что мы на шесть километров, и у нас нет переходных отсеков никаких, то есть у нас один отсек, в котором мы находимся, поэтому у нас правила распространяются только те, которые относятся к экипажу, который находится в одном отсеке. Так что нельзя, скажем, надеть самоспасатель — это дыхательный аппарат, который позволяет еще прожить три-четыре часа без команды командира подводного аппарата. То есть никто по своему мнению не может это надеть, потому что человек может открыть, начать дышать, тратить, когда не надо, не в тот момент, поэтому есть правила, которые для нас работают, но только для тех, кто находится в одном отсеке. В уменьшенном количестве, естественно, как понимаете».
Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке Валерий Баранец оспаривает версию «Коммерсанта».
— Во всех армиях, в том числе и на российском флоте, существуют уставы и существуют наставления и требования, что во время ЧП экипаж борется за живучесть корабля. Так это называется на всех флотах мира. И в данном случае совершенно не имеет значения, если это надводный корабль и этот подводный корабль. В данном случае такая инструкция, безусловно, распространялась и на данный вид корабля. Экипаж действовал строго в соответствии с этой инструкцией.
— Командир мог в принципе принять решение об эвакуации именно экипажа или такой возможности у него не было?
— О какой эвакуации экипажа с подводной лодки могла идти речь, если пожар случился на глубине? На глубине случился пожар, и экипаж боролся за живучесть корабля под водой. Ну, естественно, одновременно совершалось всплытие. Если бы экипаж не действовал по инструкции, мы бы похоронили всех. А вот заявления некоторых псевдоспециалистов, которые пытаются «дурачить» и РБК, и «Комсомолку», и другие средства массовой информации, о том, что экипаж мог спастись, если бы не действовал по инструкции, то это великая кощунственная глупость.
Спасая подлодку, экипаж спасает и себя, считает глава Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга Игорь Курдин.
Игорь Курдин глава Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок — это единый документ для всех подводников, кем бы они ни были — акванавтами, гидронавтами, простыми подводниками, имеются в виду боевые подводные лодки. Это круче, чем закон. У нас законы меняются, а принцип РБЖПЛ не меняются никогда, потому что они написаны ценой жизни многих подводников. Поэтому правильная трактовка РБЖ в данном случае: запрещено покидать отсек, в котором произошла авария, не важно, пожар или что-то другое. Разрешено покидать только по решению центрального поста командира подводной лодки. Потому что те случаи, когда личный состав покидал эти отсеки, не важно, по каким обстоятельствам, пожар перекидывался на соседние отсеки и жертв было гораздо больше. Поэтому там, где произошла авария, отсек немедленно задраивается, герметизируется, и личный состав ведет борьбу за живучесть. Причем в соседних отсеках, как бы там ни стучали по переборкам из отсека, где авария, они все равно задраивают отсек, потому что иначе авария приобретет необратимый характер и вполне возможна гибель не только тех людей, которые остались в отсеке, но и всего корабля. Подводники, спасая корабль, спасают и себя».
Авария на станции АС-31 произошла в Баренцевом море 1 июля. По данным СМИ, после выполнения задания на полигоне Северного флота в Мотовском заливе аппарат состыковался с подлодкой-носителем «Подмосковье». В этот момент и случилось ЧП.
В Минобороны сообщили об аварии спустя сутки. Чем занималась станция и какие задачи были у экипажа — засекречено.